Вера и духовная жизньГрех осуждения и как с ним бороться

Модератор: Topolek

Аватара пользователя
Иасамани
Сообщения: 9882
Зарегистрирован: 15.10.2009
Статус: нематушка
Сыновей: 1
Дочерей: 0
Образование: высшее
Откуда: Город-сказка, город-мечта.
Re: Грех осуждения и как с ним бороться

Сообщение Иасамани » 22 дек 2016, 09:43

Именно это сказала мне психотерапевт, сторонница восточных религий: что как же это возможно, все время жить в страхе - и это грех, и то грех, и грешный я человек? Так и правда загонишь себя в депрессию... Страсти-де надо в себе "принять", как свою темную сторону, свет немыслим без тьмы... Я спросила - и что, принять и потакать, не бороться никак? На что она замялась и сказала, что это я только про конкретно твой случай, про навязчивости. Я попыталась ей объяснить, как умела, но, кажется, без особого успеха, что христианство - это религия радости, а не уныния. К сожалению, не так уж много людей вокруг, которые подтверждают это действенным примером.
Я уже писала в теме про неврозы, был в моей жизни и правда период, когда я перестала осуждать других, потому что искренне считала себя самым худшим и греховным человеком на земле... Но не сказала бы, что это мне сильно прибавило тогда счастья и радости о Господе.

Реклама
Аватара пользователя
Дюймовочка
Сообщения: 3911
Зарегистрирован: 28.05.2014
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Грех осуждения и как с ним бороться

Сообщение Дюймовочка » 22 дек 2016, 11:30

Агидель: Я себя спрашиваю: почему меня этот чужой грех раздражает? Я начинаю думать об истоках.
Например, меня раздражают циничные люди. В чём причина? Может быть, я не умею давать им отпор? Может, у меня не достаточно силы противостоять хамству? Не то, что я хорошая, а они плохие. Просто : почему?
А меня раздражают мальчики- незрелые мужчины. Вот думаю может я недостаточно женственная?
"Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".1 Посл. к Коринфянам

Аватара пользователя
Jane
Сообщения: 4252
Зарегистрирован: 18.03.2010
Статус: матушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Профессия: музыкант
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Бронзовый призёр фотоконкурса
Re: Грех осуждения и как с ним бороться

Сообщение Jane » 22 дек 2016, 11:53

Catwoman: Честно говоря, от видения и сознания какой то живучести и неистребимости своих грехов итак тяжело бывает, но если взвалить на себя мысль, что хуже меня отродясь не было, так и до депрессии недалеко.
Не нужно это наваливать на себя и искусственно навязывать себе ощущения "я хуже всех". Те, кто говорили это в своих молитвах, дошедших до нас, так чувствовали, так выражали свою немощь и повреждённость, обращаясь к Богу. Мы, может быть, ощущаем себя иначе, каждый в свою меру. Вовсе не нужно обязательно сравнивать!
Важно не только видеть свои грехи, но и верить в себя так, как Христос верит в нас - в то, что мы с Его помощью можем быть лучше, можем побороть и искоренить "ветхого человека". У Бога действительно иной суд, Он милостив, и Он силен нас простить, поднять. Поэтому не нужно унывать, нужно подниматься и идти дальше, быть искренним перед Ним, доверять Ему.

Отправлено спустя 1 минуту 32 секунды:
Дюймовочка: А меня раздражают мальчики- незрелые мужчины. Вот думаю может я недостаточно женственная?
Нет, думаю, у тебя другая причина)))
Произнесению слов твоих да предшествует время.

Аватара пользователя
логопед
Сообщения: 2637
Зарегистрирован: 04.10.2013
Статус: матушка
Сыновей: 3
Дочерей: 0
Образование: высшее
Профессия: логопед-дефектолог
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
Re: Грех осуждения и как с ним бороться

Сообщение логопед » 22 дек 2016, 12:00

Дюймовочка, :friends: :friends: меня тоже раздражают мальчики -мужчины. Нет не в женственности дело. Просто мы любим настоящих мужчин. Нам не нужны сыновья.

Белая ворона
Сообщения: 812
Зарегистрирован: 18.10.2014
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 1
Образование: высшее
Профессия: бабушка
Откуда: Новосибирск
Re: Грех осуждения и как с ним бороться

Сообщение Белая ворона » 22 дек 2016, 13:09

ВераNika: Говорю - смотри на себя! Но это всё больше умом понимаешь. Покаяния нет.((( Чтобы душу перевернуло. :(
Цепляется одно за другое. Где эту цепочку порвать?
Простите. Наболело.
Я думаю, вам прощения просить не за что, потому что мы все тут должны помогать друг другу, поддерживать друг друга. И если кто просит помощи разобраться в своих проблемах - вместе искать причины и возможность их исправления. :smile:
Вообще-то каждый из нас идет своим путем к Богу и постепенно приобретает определенные навыки, опыт, потихоньку отбрасывает свои мирские заморочки, мирские представления о жизни. Но это все процесс длительный и постепенный, зависящий от многих факторов, даже от такого необыденного, как, например, религиозная одаренность, тонкость душевной организации.
Возможно, у вас такая душевная организация, которая требует времени для появления вот этого нового духовного свойства. Ведь покаяние - это далеко не всем дается и не сразу. Надо уметь ждать и надеяться. Во всяком случае, так нас учили в Богословском институте.
Если вы задумываетесь над этим, желаете иметь покаяние в сердце, значит, обязательно со временем придет и покаяние, и все остальное.
Молитва вам в помощь! :Rose:

Отправлено спустя 30 минут 5 секунд:
Иасамани: Я попыталась ей объяснить, как умела, но, кажется, без особого успеха, что христианство - это религия радости, а не уныния. К сожалению, не так уж много людей вокруг, которые подтверждают это действенным примером.
Если будет желание, прочтите под спойлером :smile:
Записки катехизатора

О скорби и радости


Христианство – религия радости. Евангелие в переводе на русский язык означает благая, то есть радостная весть. "Всегда радуйтесь", – заповедует апостол Павел (1 Фес. 5: 16).

Если христианство – религия радости, то почему нам посылаются скорби? Зачем они нужны? Почему апостол утверждает, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»? (Деян. 14, 22). Все очень просто, без скорбей невозможно спастись. Без скорбей человек не сможет измениться к лучшему, не сможет научиться молитве, не сможет познать Бога. Апокалипсис апостола Иоанна Богослова говорит об этом так:: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои, и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога, и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. ....» (Откр. 7, 13-14)

Мало просто претерпевать скорби. Ведь множество людей, а точнее все без исключения, подвергаются каким-либо скорбям, искушениям и болезням. Но далеко не все чрез них очищаются. Скорби попускаются нам именно для вразумления и очищения, для того, чтобы душа наша смогла стать пригодной для спасения, смогла войти в Царствие Небесное унаследовать его. Преподобный Исаак Сирин объясняет: «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего ведение, и запасается осторожностию. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу.

…И в какой мере приближается он к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими… Поэтому же щедролюбный Бог удерживает от него дары благодати, чтобы служило сие для человека причиною приближаться к Богу и чтобы ради потребности своей человек неотлучно пребывал пред Источающим служащее на пользу. …И в иных обстоятельствах ...попускает впадать в искушение, чтобы это испытание, как уже сказал я, служило для него причиною приблизиться к Богу и чтобы научился он и имел опытность в искушениях…никому не исправить дела своего без смирения и не научиться без искушений, а без обучения никто не достигает смирения… Посему искушения по необходимости полезны людям».

Итак, искушения полезны. Однако, ни искушения, ни болезни, ни скорби не могут лишить человека духовной радости – радости богообщения. Напротив, от скорбей радость и благодарение Богу могут усиливаться. Господь милостив. Он не попускает скорбей, которые человек не может понести, часто посылает и утешения страждущему. Митрополит Александрупольский Анфима считает, что «Бог простит нам все, кроме отсутствия радости... Там, где нет радости, христианство превращается в муку». Преподобный Паисий Святогорец излагает суть божественной радости так: «Когда ветхий человек становится человеком – сыном царским, он питается Божественным наслаждением, небесной сладостью и переживает райское радование, уже в этой жизни отчасти ощущает райскую радость. От меньшей райской радости человек каждый день переходит к большей и большей. Он задается вопросом: Неужели в раю есть что-то выше того, что я переживаю сейчас?» он переживает такое состояние, что не может заниматься никаким делом. От этой Божественной теплоты и сладости его ноги гнутся в коленях, словно свечи. Его сердце захлебывается, трепещет от радости, хочет прорвать тонкую глиняную перегородку грудной клетки и умереть – потому что земля и все земное кажется сердцу ничего не стоящими пустяками».

Если наше упование на Бога, то мы будем счастливы и в скорбях. Потому что, где Бог – там блаженство. Не может человек, живущий в Боге, не чувствовать Его благодатного присутствия, а значит – быть несчастным. Если человек живет с Богом и в Боге, он уже счастлив. А если человек не счастлив, то он еще не приблизился к Богу. Дай Бог нам всем приблизиться к Богу и стать счастливыми людьми!

Аватара пользователя
Дюймовочка
Сообщения: 3911
Зарегистрирован: 28.05.2014
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Грех осуждения и как с ним бороться

Сообщение Дюймовочка » 22 дек 2016, 17:53

логопед: Дюймовочка, меня тоже раздражают мальчики -мужчины. Нет не в женственности дело. Просто мы любим настоящих мужчин. Нам не нужны сыновья.
Возможно!
Но возможно и то, что, есть какие-то общие грехи с человеком, который раздражает.
"Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".1 Посл. к Коринфянам

Аватара пользователя
логопед
Сообщения: 2637
Зарегистрирован: 04.10.2013
Статус: матушка
Сыновей: 3
Дочерей: 0
Образование: высшее
Профессия: логопед-дефектолог
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
Re: Грех осуждения и как с ним бороться

Сообщение логопед » 22 дек 2016, 17:59

Дюймовочка, вот не знаю я этого меня раздражают и мамины сынки лет так в 40 и мамины дочки инфантильные. Вот не могу когда в 35 лет играют в "прелесть какую дурочку".

Аватара пользователя
Фея Сирень
Миссис Здравомыслие
Сообщения: 8700
Зарегистрирован: 09.04.2010
Статус: нематушка
Сыновей: 2
Дочерей: 1
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Екатеринбург
:
Серебряный призёр фотоконкурса
Re: Грех осуждения и как с ним бороться

Сообщение Фея Сирень » 22 дек 2016, 18:07

Агидель: Например, меня раздражают циничные люди. В чём причина?
Циничные люди - это люди без ценностей (чаще всего как результат травмы, конечно). Неудивительно, что это резонирует у людей, для которых их ценности значат очень многое.
В конце концов она все же открыла картонку для шляп, но ничего там не обнаружила, кроме завалявшегося сухаря, сковородки, отвертки и куска сыра.

Аватара пользователя
Пенелопа
Миссис Сдержанность
Сообщения: 9697
Зарегистрирован: 11.01.2009
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 1
Откуда: Родина
:
Серебряный призёр фотоконкурса Золотой призёр фотоконкурса Серебряный призёр фотоконкурса Заслуги перед форумом
Re: Грех осуждения и как с ним бороться

Сообщение Пенелопа » 22 дек 2016, 18:34

Иасамани: Страсти-де надо в себе "принять", как свою темную сторону, свет немыслим без тьмы... Я спросила - и что, принять и потакать, не бороться никак?
В чём-то она права, хотя, конечно, тут и искажение есть значительное.

Мне кажется, нужно уметь принимать и собственное несовершенство; не очень сильно расстраиваться (т.е. не до трагедий и зацикла, а именно не сильно удивляясь), обнаруживая свои несовершенства и грехи. Слишком из-за этого терзаться, депрессировать - это уже скорее гордыня ("Да как же я, такая классная, да так согрешила?"). Трезво оценивать - вот с этим я могу сейчас в себе бороться, а вот с этим =- нет, и мне придётся лишь смиренно признавать собственное несовершенство и испорченность.
Русские любят сладкое. Сахар они даже подмешивают в чай. (японцы о русских)

Аватара пользователя
Helenka_ua
Сообщения: 2291
Зарегистрирован: 14.06.2012
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Украина
Re: Грех осуждения и как с ним бороться

Сообщение Helenka_ua » 22 дек 2016, 21:08

Только хотела написать то ж, что и Аня :friends:. Без самопринятия - невозможно, это отправная точка, причем самопринятия себя полностью с грехами, несовершенствами внешности и.т.д., т.е. полностью и духовный аспект, и душевный и телесный. Принять себя без истерик и отчаяния, без аутоагрессии. А потом уже начинать что-то делать, как с духовными несовершенствами так и с остальными. Менять то, что возможно, а что невозможно изменить - смиряться. Чтобы принять себя, надо вначале себя увидеть, в духовном плане это невозможно без благодати Божией. Сами мы не способны увидеть себя настоящими, без прикрас.
ВераNika: Молюсь, чтобы Господь дал видеть свои грехи. Тогда может не до чужих будет!
ВераNika, для меня это тоже проблема, смотреть на себя :friends:. Думаю, что только молитва о даровании покаяния может помочь. Выжать из себя покаяние невозможно и научиться ему логическим размышлением не под силу. Еще действительно следить за собой, замечать свои грехи и сразу же раскаиваться перед Господом. "Отложенное покаяние" рождает окамененное нечувствие.
Catwoman: Вот нам сказано никого не осуждать, при этом себя осуждать, и не как нибудь, а "из них первый же есмь аз." Что мол я - самая худшая в мире грешница. Но если по правде, что мне об этом известно? Откуда мне знать, худшая ли я грешница всего мира или нет? Почему судить других мы должны предоставить Богу, а себя - судить самостоятельно?
Таня и нас судит только Бог, судить - это произнести окончательный приговор над человеком, например сказать хотя бы в мыслях "ты блудник или вор или сребролюбец", подразумевая, что человек этот никогда не исправится, есть еще такое выражение : "тебя только могила исправит". Так мы не можем судить никого, и себя в том числе. В признании своей греховности нужна мера, которая соответствует нашему духовному состоянию на данный момент. Начинать нужно с того, чтобы не превозносится над другими людьми, т.е. считать другого человека равным себе (у меня не получается :( ), следующий шаг -считать другого лучше себя, просто видеть в другом человеке достоинства, его хорошие качества и.т.д., потом еще шажок и.т.д. Грешнее всех - это мера святых, для нас это идеал, к которому мы движемся. Когда мы осуждаем себя, то не сравниваем себя с другими людьми, а просто видим, что Господь нам дал и как мы с Его дарами поступаем. Если мы чувствуем свою греховность, поврежденность всех своих мыслей и дел, как писал апостол Павел: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю", тогда мы видим, что мы грешны. Просто смотрим на свои поступки и мысли и все видно, какие мы и что мы из себя представляем. Только обязательно видение своих грехов должно быть перед Богом, а то очень часто оно может быть психологическим самокопанием, самоанализом, где есть только я и грех. Чтобы не было отчаяния, кроме знания своей меры смирения, обязательно должна быть надежда на милосердие Божие, отношение к Богу, как к любящему Отцу, который прощает нас и принимает нас такими, какие мы есть, какими мы иногда себя сами не принемаем, по той же гордыне.
Я читала статьи владыки Афанасия Лимассолького и нашла там ответы на эти вопросы, которые волновали и меня. Напишу отрывочно:
Другой сказал: смирение состоит в том, чтобы считать себя последним и самым грешным из всех людей.

Это тоже смиренномудрие. Это великое дело – осознать, что ты самый грешный из всех людей, из всего творения. Но какой же сильный дух нужно иметь для того, чтобы сказать такое сегодня – не в те времена, когда святой Иоанн Лествичник писал свое знаменитое сочинение и когда не имела такого распространения «психопатия», чьими различными формами, к сожалению, страдаем сегодня почти все мы, и поэтому смиренный дух для нас невыносим.

Я замечаю на себе самом и вообще на братиях, на тех, кто начинает подвизаться, как легко люди ломаются, когда хотят стяжать смиренный помысл. К сожалению, душа человека сегодня не выдерживает, ей не хватает сил выдержать смиренные помыслы, и вместо того чтобы оставаться в рамках здравого смиренномудрия, она улавливается помыслом, говорящим: «Я самый плохой, я самый грешный из всех!» – и затем повреждается. Вместо того чтобы стать стимулом для духовной борьбы, надежды, духовной скорби, усердной молитвы, искания Божией благодати, укрепления, помысл служит толчком к тому, что человек гибнет, он падает, словно сгинув в пропасти.

Таким людям следует часто напоминать: «Нет, это не грех, ты не грешен. Ты очень хороший, у тебя же столько добродетелей!» – чтобы они немного поднялись на ноги. Потому что они подобны человеку, который провалился в пропасть, весь поломался и не может подняться. Поэтому нужно иметь великую рассудительность применительно к этому помыслу, говорящему нам, что мы последние и хуже всех. Конечно, мы немощны, окаянны и грешнее всех, однако нельзя уничижать себя ниже того, что мы можем выдержать. Потому что в результате мы приобретаем психологические травмы, и вместо душеспасения этот святоотеческий совет приводит к душевному заболеванию (психопатии).

Это очень деликатный момент. Поэтому если кто-нибудь видит, что эти помыслы обескураживают его, погружают в духовный мрак, отчаяние, нужно обязательно бежать от них, ободрять себя и даже вспоминать свои предполагаемые добродетели – чтобы иметь дерзновение, поскольку отчаяние есть совершенная смерть, полная безнадежность, это действительно смертный приговор для души.

Христианин никогда не должен впадать в отчаяние. Лучше впасть в тщеславие, чем в отчаяние. Потому что в тщеславии он, так сказать, получает готовность стать благочестивым, совершать добрые дела, тогда как в отчаянии ломается и полностью предает себя в духовный мрак и смерть. Поэтому надо всегда считать себя самыми грешными из всех, но всегда с той надеждой, что хоть мы и такие, но Божия милость всемогуща и Божия любовь настолько обильна, что покрывает нашу греховность.
Отрывок из беседы на "Лествицу" http://www.pravoslavie.ru/63052.html и http://www.pravoslavie.ru/69534.html
Если ты благодаришь Бога за всё, что Он дал тебе, и более всего за то, что ты Его образ и Его дитя, тогда ты постепенно начинаешь ценить себя и обретать духовное равновесие. Вы видите, что, говоря о многих душевных, психологических и духовных проблемах, даже психологи и психиатры утверждают, что они появляются из-за так называемого отсутствия самоуважения. Вы не слышали об этом? Вам не говорил этого ваш психолог?

Вот говорят: «отсутствие самоуважения». А что это значит? Ровно то, что мы слышим. То есть мы не ценим себя, и очевидно, что в нашу эпоху этого явления стало больше всего — отсутствия самоуважения, низкой самооценки. А почему? У человека ведь столько всего: даров и материальных, и телесных, интеллектуальных возможностей, чтобы сделать многое (были у нас и финансовые возможности, но, к счастью, сейчас их нет), однако, несмотря на это, возникают такие явления низкой самооценки и отсутствия самоуважения. Так в человеке создаются проблемы, и он формирует свое реальное внешнее поведение. Потому что люди утратили самый крепкий фундамент, на котором могли бы воздвигнуть всё, а именно утратили сознание того, что они — Божий образ.
Беседа http://www.pravoslavie.ru/97813.html.
Последний раз редактировалось Helenka_ua 23 дек 2016, 09:04, всего редактировалось 1 раз.
Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе.
Св. праведный Алексий Мечев (1859-1923).

Ответить Пред. темаСлед. тема

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей