КлиросРабота с хором

Методические разработки, практические занятия, ноты, службы
Аватара пользователя
Автор темы
фотина
Миссис Рассудительность
Всего сообщений: 28957
Зарегистрирован: 26.12.2007
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Профессия: регент
:
Заслуги перед форумом
 Работа с хором

Сообщение фотина » 07 июл 2014, 23:01

Хочу понемногу начать работать со своим хориком над техникой. Нашла несколько полезных ссылок:
развитие дикции http://diktory.com/dikciya.html
дыхание, артикуляция, дикция http://vashgolos7.ru/upragneniya-dlya-dikcii.html
тренировка мышц, устранение зажимов и пр http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/us ... ation.html
Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела. (Отк 9:6)

Реклама
Аватара пользователя
Feofy
Всего сообщений: 3543
Зарегистрирован: 06.12.2008
Статус: нематушка
Сыновей: 2
Дочерей: 1
Образование: среднее специальное
Профессия: регент
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Россия
:
Серебряный призёр фотоконкурса
 Re: Работа с хором

Сообщение Feofy » 08 июл 2014, 11:40

Мне очень видео понравилось, как четко отработано пение и дикция у хора :roll:
"Нам не дано предугадать, как наш слово отзовется..."

Аватара пользователя
Добрянка
Всего сообщений: 3523
Зарегистрирован: 08.01.2013
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Россия
:
Победитель игры Бронзовый призёр игры
 Re: Работа с хором

Сообщение Добрянка » 08 июл 2014, 15:00

фотина, спасибо! И нам пригодится.

Аватара пользователя
Автор темы
фотина
Миссис Рассудительность
Всего сообщений: 28957
Зарегистрирован: 26.12.2007
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Профессия: регент
:
Заслуги перед форумом
 Re: Работа с хором

Сообщение фотина » 20 мар 2016, 22:48

КАК ИНТЕРЕСНО ПРОВОДИТЬ СПЕВКИ?
Долой скучные спевки. Долой эту нудятину. Я хочу видеть спевки такими, чтобы на них хотелось просто бежать, спотыкаться и падать. А выходить с них с выражением обретенного счастья на мудром челе. Давайте пороемся в горе разных идей, и вытащим помятые, но актуальные мысли "какая спевка воспринимается интересной". Авось, регенты нас услышат?
Часто регенты делают одну ошибку. Они относятся к хористам, как к взрослым. Но на самом деле к хористам надо относиться, как к непоседливым детям. И спевку проектировать под таковых. Тогда этот кукурузник взлетит и долетит до банановых берегов.
Дело в том, что творческие люди остаются детьми до седых волос. Творческие люди быстро устают от монотонности. Творческих людей надо развлекать, аки опытный фокусник, показывающий захватывающее представление. Это самый простой принцип, который нужно запомнить. Первый принцип успеха - все, что угодно, только НЕ НУДНО.
А нудными воспринимаются однотипные повторяющиеся действия. Все просто. Нельзя "залипать" на чем-то одном. Например, гонять произведение с начала и до конца. Или долго и мучительно давать тон (это вообще жестко бесит, когда регент сам колупается - все начинают просто зевать).
Надо четко, но ровно переключать внимание с партии на партию "а теперь давайте пройдем с вами, а теперь - с вами, а теперь все вместе". Вроде бы банальный совет, но отчего тогда столь большая когорта регентов именно это и делает - гоняет сначала и до конца?
Вторым важным компонентом хорошей спевки является подбор репертуара и учет возможностей ваших хористов. Вы не представляете, как гаснет энтузиазм, когда в произведении заведомо есть элементы, которые хористам не осилить.
Вот берете вы такое произведение. И даже худо-бедно его спели. Но - слышно, что спето плохо. Хористы смотрят на вас вот так...
В глазах - ожидание. Все ждут, что сейчас вы выдадите волшебный классный рецепт. А рецепт простой - знайте возможности ваших хористов. Очень мучительно и тяжело воспринимается, когда произведение взято просто под другой состав и предпринимается попытка подогнать под текущий состав. Если видите, что произведение идет туго именно потому, что "ну не спеть его этому хору" - не бейте в стенку. Меняйте. Тут же переключайтесь на другое произведение. Но - не переусердствуйте. Не путайте банальную трудность изучения нотного материала и "произведение под другой состав".
Приведу пример. Гречанинов и Чесноков доступен не любому составу, так как оба эти автора очень любят и активно используют могучую мужскую группу, низких басов, низкие октавы. Все их аккорды и факторура просто рассчитаны на то, что в хоре будет великолепная мужская группа и очень низкие басы.
Если таковых нет - все попытки "ну давайте как-нибудь споем" будут звучать паршиво, и даже не будет понятно, от чего так. И более сообразительные певчие уже на спевке поймут, что "вы занимаетесь ерундой" и, ясное дело, заскучают. Аналогично - если в произведении есть деление голосов и какие-нибудь трезвучия во второй октаве - может звучать крикливо (а может звучать красиво). В принципе, после пары спевок регент уже должен знать возможности голосов своих хористов. И не давать им задачи вне того диапазона, в котором они звучат мягко и красиво.
Казалось бы, простой вопрос, а сколько вокруг него крови. Сколько регентов берут странный репертуар и с упорством, достойным лучшего применения попросту утомляют своих певцов, вгоняя их в тоску и депрессию. Ведь певец и сам слышит "хорошо звучит или нет". И если "как из унитаза" - ясно дело, расстраивается. Музыканты ранимы и лучше не тыкать их носом в тот факт, что "они могут далеко не все".
Еще хорошим методом оживить спевку является планирование "в каком порядке будете смотреть произведения". Более сложные надо брать на начало, пока мозги еще свежие. Если отложить сложные произведения на конец, хористы будут ошибаться чаще, начнут сердиться, злиться, настроение упадет. В начале возьмите самое сложное. Потом - парочка простых (чтобы у хористов не было ощущение колупания, что неизбежно произойдет, если в начало натыкать самых сложных произведений подряд). Должно быть типа так:
Самое сложно > самое простое (хористы ощутят себя могущественными) > чуть посложнее > сложное > простое > простое > простое.
Не стесняйтесь на спевках быть дружелюбными. Жесткая, подавляющая атмосфера снижает интеллект, а значит, и возможности певцов. Мне кажется прекрасной идеей, если после каждой спевки будет небольшое чаепитие с булочками и непринужденной атмосферой.
Очень классный способ сделать спевку интереснее - это играть произведения (партитуры) на фортепиано (если оно есть), причем играть ХОРОШО. Хористы сразу оживляются, глаза начинают блестеть, если их собрать возле фортепиано и дать им петь свои партии, аккомпанируя им.
Само собой, когда инструмент тебя ведет, ошибиться сложнее и с таким костылем петь легче. Этот способ хорошо работает, если хористы приуныли и повесили головы.
Неплохим компонентом хорошей спевки является прослушивание произведений, который вы собираетесь разучить, в исполнении другого хорошего хора, в той трактовке, которая нравится вам и которую вы хотите получить и от хористов.
И напоследок - поверьте, спевки будут интересными, если личность регента будет интересной. Начитанный, грамотный, умный, ироничный, хороший музыкант просто не сможет оставить никого равнодушными.
Поэтому просто старайтесь сделать себя интереснее, как личность. Рассказывайте после спевки интересные новости из мира искусства. Горите сами своим делом. Тогда этот огонь передастся и вашим хористам. По другому - никак.
И да. Вы должны быть хорошим музыкантом с развитыми "ушами". Вы должны именно слышать то, что звучит. Фальшь, низящие-высящие голоса, не те гармонические функции и т.д. Ибо, как я уже говорил выше, регент, который колупается на даче тона - вгоняет в тоску за пять секунд.
Я же желаю вам приятных и продуктивных спевок, друзья, братья и сестры мои.
Дмитрий Сиверс
Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела. (Отк 9:6)

Аватара пользователя
Анатольевна
Миссис Любвеобильность
Всего сообщений: 7571
Зарегистрирован: 09.12.2010
Статус: нематушка
Сыновей: 1
Дочерей: 0
Образование: среднее специальное
Профессия: инженер - механик
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Новгородская обл.
 Re: Работа с хором

Сообщение Анатольевна » 21 мар 2016, 08:59

фотина: Хочу понемногу начать работать со своим хориком над техникой
хорошая идея! :good:
фотина: Нашла несколько полезных ссылок:
развитие дикции
:good:
Жить в простоте и радости-духовно гораздо более сложная задачка,чем ожидать катастроф. (монахиня Евфимия- Аксаментова Наталия Леонидовна).

Аватара пользователя
Лебёдушка
Всего сообщений: 859
Зарегистрирован: 01.08.2010
Статус: матушка
Храм, где служит муж: в честь преп.Сергия Радонеж
Сыновей: 1
Дочерей: 5
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: север
:
Золотой призёр фотоконкурса
 Re: Работа с хором

Сообщение Лебёдушка » 21 мар 2016, 12:58

На видио интересный аналой. Как думаете, регента, удобный?

Аватара пользователя
Виолина
Модератор
Всего сообщений: 10985
Зарегистрирован: 26.10.2008
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Заслуги перед форумом
 Re: Работа с хором

Сообщение Виолина » 21 мар 2016, 15:19

Лебёдушка: Как думаете, регента, удобный?
такие тумбы бывают разных размеров, у самых маленьких верхняя часть в виде пирамиды, то есть боковые стороны треугольные. Из-за этого на соседних сторонах невозможно расположить книги или даже просто листочки, вверху они перекрывают друг друга. Поэтому рабочими остаются только противоположные стороны. На видео тумба побольше, это удобнее. Верхняя часть обычно крутящаяся.
Преимущество в том, что хор можно выстроить полукругом или кругом, что удобнее для собирания звука и общения с певчими (общения в смысле посылания им дирижерских и прочих сигналов). Неудобство в том, что высота аналоя заставляет регента высоко поднимать руки для тех, кто стоит с противоположной стороны. Возникает напряжение, руки быстрее устают.
Многое зависит от привычки и личных предпочтений. Если регент получил классическое академическое образование, ему удобнее работать с хором визави, выстраивая певчих рядами перед собой. Особенно, если это большой хор. Ансамблевый состав удобнее собирать кругом, как раз для этого и годятся такие клиросные тумбы.
Елена

Аватара пользователя
Виолина
Модератор
Всего сообщений: 10985
Зарегистрирован: 26.10.2008
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Заслуги перед форумом
 Re: Работа с хором

Сообщение Виолина » 21 мар 2016, 15:32

Покопалась в старых запасах, выложу пару статей, может быть, кому-то пригодится

Некоторые приемы освоения певческих навыков в церковном ансамбле.
Звук, дикция, фразировка, агогика как средства достижения выразительности церковного пения.
Ирина Гребнева, г. Харьков План домашней работы дирижера над сочинением, избранным им для выучивания с хором
из книги П.Г. Чеснокова "Хор и управление им"
Елена

Аватара пользователя
Маковка
Всего сообщений: 4938
Зарегистрирован: 28.05.2015
Статус: нематушка
Профессия: программист
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Работа с хором

Сообщение Маковка » 21 мар 2016, 15:34

У нас тумба наподобие такой, стоим полукругом, в целом удобно. Используем все четыре стороны :)
Я - Господень скоморох, и меня любит Господь.

Аватара пользователя
Лебёдушка
Всего сообщений: 859
Зарегистрирован: 01.08.2010
Статус: матушка
Храм, где служит муж: в честь преп.Сергия Радонеж
Сыновей: 1
Дочерей: 5
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: север
:
Золотой призёр фотоконкурса
 Re: Работа с хором

Сообщение Лебёдушка » 25 мар 2016, 17:54

Маковка, а можно фото вашей тумбы? Собираюсь делать на заказ, так как наша уж очень неудобная. Ищу варианты.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Семья или работа?
    Элегия » 11 авг 2010, 20:02 » в форуме Поговорить с матушками
    56 Ответы
    2071 Просмотры
    Последнее сообщение элина
    13 авг 2010, 08:30