Юджиния:Канона для иконы нет и его никто специально не создавал, если не считать трёх правил Шестого Вселенского собора.
Каноны изографские есть, и вполне определенные. Какая брада, кто где предстоит.
Когда появляется новая икона (что неизбежно), возникают споры. Всегда.
Например, Матрона Московская. Есть два вида ее изображения - где она сидит на кроватке, с закрытыми глазами. И это правильно, исторически верно. А вот ее изображение стоящей, но незрячей - строго говоря, не совсем канонично. Ведь тут уже она "в славе", святая, жительница Царства Небесного. Неужели мы предполагаем, что она слепа и там? Обратимся к богословию. В каком виде все люди
там? Отцы определенно говорят: в возрасте примерно 30 лет, без физических недостатков. В то же время, никто не изобразил муч. Артемия младенца - взрослым.
То же - прп. Серафим. Вот он в лесу с палочкой, а вот - на молитве. Согбенный. Прижизненный портрет святого! Противоречие? Нет, свобода мысли. Допустимая! И показывающая развитие иконописи. На древних иконах вы такого не увидите. Там святые имеют более статичные, "узаконенные" позы.
Повторюсь, время и Церковь расставит по своим местам все. Не надо торопиться.
Добавлено спустя 16 минут 24 секунды:
http://www.portal-slovo.ru/art/35906.php
http://warlamova.narod.ru/ikon_fresk_illustr.htm - довольно подробно. Здесь и прориси, и описания.
Совокупность определенных приемов иконописи, по которым строится изображение на иконной доске, называется иконописным каноном. Иконописные правила создавались в течение длительного периода времени не только иконописцами, но и Отцами Церкви.
Иконописный подлинник – это свод конкретных правил и рекомендаций, научающих, как надо писать икону, главное внимание в котором уделено не теории, а практике.
В основу подлинника вошла целая иконописная система как выражение деятельности мастеров многих поколений, дело столетий, система, старательно обдуманная, твердая в своих принципах и последовательная в проведении общих начал по отдельным потребностям, система, в которой соединились в одно целое наука и религия, теория и практика, искусство и ремесло. Подлинник содержит в себе все необходимые сведения для написания иконы, технические и богословские, т. е. не только практические наставления – как заготавливать для иконы доску, как ее грунтовать левкасом, как накладывать золото и растирать краски, но и сведения исторические и церковные о том – как изображать священные лица и события соответственно Священному Писанию и преданиям Церкви. Подлинник возник и развивался на основе Прологов, Миней, Жития Святых и Святцев.
Одним из ранних (дошедших до настоящего времени и основанный на еще более раннем) считается написанный на греческом языке отрывок из «Древностей церковной истории Ульпия Римлянина о наружном виде богоносных отцов», датируемый 993 годом. Он содержит словесные описания наиболее известных Отцов Церкви.
Лицевой подлинник (образчик, персональчик) распространился в среде иконописцев в различных редакциях: «Строгановский», «Большаковский», «Гурьяновский», «Сийский» и др. Он содержал рисунки (прориси и переводы) с наиболее известных икон. Широкую известность приобрела книга, составленная в 18 столетии иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, которая по своей структуре состояла только из объяснительного текста – толкований. Она содержала описания всех технологических процессов иконописания.
Лицевые святцы представляли себой рисунки (прориси), изображающие святых и праздники, расположенные в порядке следования месяцев и дней календарного года с поясняющим текстом на каждом, начиная с сентября месяца. Туда же входили рисунки библейских сюжетов (прил. 8, рис. 11).
Подлинник никогда не был напечатан, а распространялся во множестве списков, составляя необходимую принадлежность каждой иконописной мастерской.
Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела, протоиерея Игоря и Тамары (Отк 9:6)