

Модератор: Topolek
astra:Если бы бабуля не задела, то гордыня так и сидела бы внутри и захватывала бы все больше места в душе.
Спаси их Господи, а нас простите.
Отдых перед Весной. Видеоколонка протоиерея Алексия УминскогоПростить
Эта неделя – подготовка к одному из самых главных дней в году, Прощеному воскресению. Я думаю, что тот, кто однажды в своей жизни этот день пережил по-настоящему глубоко, он с большим волнением потом к этому дню подходит и относится. Он очень волнуется в этот день, в этот вечер на чине прощения, потому что ведь это так непросто, во-первых, сказать «прости», а во-вторых, очень непросто быть прощенным. Потому что быть прощенным – это взять на себя груз и ответственность прощения, которого ты никогда не заслужил. И груз прощения Божьего, которого ты никогда заслужить не сможешь. Простить для человека – это одно из серьезных испытаний. Очень серьезных, потому что именно когда человек прощает, он может в этот момент уподобиться Христу.
Вообще, само по себе уподобление Христу, желание что-то сделать такое, чтобы быть немножечко похожим на Христа, является одним из самых главных осмыслений нашего жизненного христианского пути. Потому что мы вряд ли сможем быть похожими на Христа, если будем есть не мясную пищу, а постную.
Чего тут такого особенного?
Вряд ли мы будем сильно похожи на Христа, если будем просто отстаивать долгие богослужения.
Вряд ли мы будем похожи на Христа, если мы просто будем вычитывать очень-очень много молитвенных правил, канонов и так далее.
А вот простить – это одно из немногих сложных, тяжелых дел, которое позволяет нам быть похожими на Христа.
Почему? Потому что простить другого человека по-настоящему – это взять его грехи на себя, и ничего другого. Это значит просто взять его грех на себя, как это сделал Христос. Он просто взял на себя грехи мира, и поэтому эти грехи Он искупил собой.
И вот простить человека – в каком-то смысле это так же поступить, как поступил Христос. Это взять на себя грех. Это собой, своим сердцем, своей жизнью его пережить, искупить, взять на себя ответственность за это. То есть снять ответственность за этот грех с другого человека, приняв весь удар на себя. И поэтому простить очень непросто. Ну, мы-то, конечно, понимаем, что, когда мы приходим в храм на Прощеное воскресение, для нас это в какой-то степени все-таки драматическое действо – очень эмоциональное, очень серьезное, очень важное, но, тем не менее, мы понимаем, что легко просить прощения у того, кто перед тобой не виноват – среди прихода – и так легко простить того, кто перед тобой сильно не провинился. Но самопереживание это очень эмоциональное, наполняющее, многих женщин доводящее до слез.
Суть этого дня все-таки в большем. Не в том, чтобы только в этот день переживать прощение как очищение и освобождение, хотя это, конечно, чувствуется каждым человеком. А взять на себя прощение как крест, чтобы с этим жить дальше по жизни. Чтобы взять на себя это прощение как принцип своей жизни, как принцип отношения к человеку, как принцип отношения к тем, кого мы любим, и обижаем, и обижаемся. А еще важно – к тем, кого мы не любим и о ком даже думать не хотим. Если это у нас получается, тогда мы вступаем в Великий пост с правильно настроенными чувствами. «Что можно делать, чего нельзя делать» – это не вопрос христианской жизни, это вопросы Ветхого закона.
Может кто-то объяснит пообстоятельней - зачем это? Тренировка-это не ответЮлия:Ну с близкими все понятно, а вот с незнакомыми. Вот все в храме просят друг у друга прощения, а если эти люди никогда меня не обижали и я их не обижала, я и имен их не знаю, а прощение просим.
... еще тогда у меня этот вопрос возник. Хотя такой подъем моливенный был, но все равно странно.
А это не она разве?Topolek:А где у нас темка для взаимных прощений ради грядущего Великого Поста, ради завтрашнего Прощенного воскресенья?
Витаника, спаси Господи за информацию. Совершенно замечательная проповедь. Позволяет по-новому взглянуть на пост, то есть что является подвигом во время поста.Витаника:Отдых перед Весной. Видеоколонка протоиерея Алексия Уминского
Думаю, что про незнакомых речи не идет. Видимо раньше, до революции, в древней Церкви, когда весь приход знал друг друга, тогда был смысл в публичном прощении. Это когда поворачиваешься к прихожанам и у всех просишь прощения. А сейчас вряд ли это имеет смысл. Ведь традиция - это тоже не проформа, а смыслообразующее действие. Я не понимаю, когда в наше время перед исповедью священник предлагает публично просить у всех прощение, то есть тоже повернуться , поклониться и сказать: "Простите, (и еще добавить) меня окаянную". Это обезличивает просьбу о прощении. Мне кажется лучше подойти к каждому, перед кем чувствуешь вину.Марусенок:Может кто-то объяснит пообстоятельней - зачем это?