КлиросЧтение канонов на утрени на практике

Методические разработки, практические занятия, ноты, службы
Автор темы
Сима
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 28.11.2010
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Образование: среднее
Профессия: регент и двойной студент
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Украина
 Чтение канонов на утрени на практике

Сообщение Сима » 28 ноя 2010, 20:59

Здравствуйте, все участники этого форума. Честно говоря, я зарегистрировалась специально для того, чтобы задать вам следующий вопрос: меня давно интересует, как сейчас исполняется устав о чтении канонов на утрени на практике. Например, такие аспекты: если указано "ирмос на 2( или на 4)", а клирос один; стихословятся ли где-нибудь сейчас библейские песни; на сколько можно петь канон Пасхи, если клирос один; какой припев читать к канону Благовещения. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом! ;)

Реклама
Аватара пользователя
Герда
Всего сообщений: 3803
Зарегистрирован: 22.06.2009
Статус: матушка
Откуда: Россия
 Re: Чтение канонов на утрени на практике

Сообщение Герда » 28 ноя 2010, 21:37

Сима, в каждом храме свои небольшие особенности, но в среднем, если один клирос, то канон в воскресный день читают на 8 ( некоторые на 6), плюс ирмос и катавасия по каждой песни ( некоторые поют катавасию по 3, 6, 8, 9, но это, скорее, исключение), библейские песни у нас стихословятся только в Великий пост, канон Пасхи рассчитывают по силам клироса :smile:( в среднем 3 тропаря и богородичен) , а припев к канону на Благовещение " Пресвятая Богородице, спаси нас", хотя, вообще, в уставе все-таки "Поим Господеви", но это практически нигде не стихословится.
Слова часто портят то, что хочет сказать сердце.

Автор темы
Сима
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 28.11.2010
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Образование: среднее
Профессия: регент и двойной студент
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Украина
 Re: Чтение канонов на утрени на практике

Сообщение Сима » 28 ноя 2010, 22:20

Спасибо! а ирмосы, когда указано несколько раз, один раз петь- остальные не вычитывать?
Насчет припева к канону Благовещения я почему спросила - там ведь диалогом написано, интересно, почему специальных припевов нет? а с канонон Сретения вообще не очень получается - там тропари то Господу посвящены, то Богородице... :Search:

Аватара пользователя
Фотина
Миссис Рассудительность
Всего сообщений: 29338
Зарегистрирован: 26.12.2007
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Профессия: регент
:
Заслуги перед форумом
 Re: Чтение канонов на утрени на практике

Сообщение Фотина » 28 ноя 2010, 22:26

На самом деле, практика везде своя, где как заведено. Тут надо решать с настоятелем.
Что касается Благовещения - припев Пресвятая Богородица... читается только на первый тропарь канона, далее идут припевы диалога.
Пасхальный мы одним хором поем весь.
Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела, протоиерея Игоря и Тамары (Отк 9:6)

Аватара пользователя
Виринея
Всего сообщений: 1320
Зарегистрирован: 09.01.2008
Статус: матушка
 Re: Чтение канонов на утрени на практике

Сообщение Виринея » 29 ноя 2010, 16:03

фотина:Пасхальный мы одним хором поем весь.
А девятую ? Тоже всю?
Помню, было два раза, что Благовещение и Пасха совпали, так и пели, два канона... :%)

Аватара пользователя
Фотина
Миссис Рассудительность
Всего сообщений: 29338
Зарегистрирован: 26.12.2007
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Профессия: регент
:
Заслуги перед форумом
 Re: Чтение канонов на утрени на практике

Сообщение Фотина » 29 ноя 2010, 16:19

Ой нет, 9-ю поем 4 припева медленно и 4 тропаря.
На Кириопасху мы пасхальный пели, а праздничный читали.
Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела, протоиерея Игоря и Тамары (Отк 9:6)

Аватара пользователя
Фотинья
Всего сообщений: 79
Зарегистрирован: 31.08.2010
Статус: матушка
Храм, где служит муж: Белгородская область
Сыновей: 0
Дочерей: 1
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Белгород
 Re: Чтение канонов на утрени на практике

Сообщение Фотинья » 17 июн 2011, 10:44

Сестры, помогите пожалуйста разобраться: откуда брать припевы к канонам.
Дорогу осилит идущий. вперед и только вперед.
Молитва и труд все перетрут.
"Дети - это апостолы Бога, которых день за днем он посылает нам, чтобы говорить о любви, мире, надежде!" императрица Александра Федоровна

Аватара пользователя
Анисия
Всего сообщений: 8980
Зарегистрирован: 17.12.2008
Статус: нематушка
Сыновей: 3
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: Россия
:
Бронзовый призёр фотоконкурса Золотой призёр фотоконкурса
 Re: Чтение канонов на утрени на практике

Сообщение Анисия » 17 июн 2011, 12:42

я нашла вот такое разъяснение:
Припевы

Почти повсеместная практика, по крайней мере русская, заменяет стихи песней, исключая Великий пост, особыми припевами к канону; так, к воскресному канону употребляется припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», к Крестовоскресному: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и воскресению», к Богородичному канону и Богородичным тропарям в первых двух канонах «Пресвятая Богородице, спаси нас», к канонам святым из Минеи: «Святый — лик и имя — моли Бога о нас». Несмотря на широкое распространение такой практики, трудно подыскать для нее какое-либо оправдание. Возможен ли припев лучше таких, например, стихов библейских песней: «Воскреснут мертвии и возстанут иже во гробех и возвеселятся иже на земли» (Ис. 26, 19) или: «И да взыдет из нетления живот мой к Тебе, Господи Боже мой» (Иона. 2, 7), или, наконец, все стихи 8-й песни с окончанием в каждом «Господа пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57 и д.)? Притом небиблейские припевы делят канон на очень неравномерные части, благодаря тому, что в одном каноне бывает по 2, по 3 одинаковых припева (а третий Богородичен). Наконец, не всегда можно составить ритмический припев; вообще, так как богослужебные книги почти не указывают припевов (указывают иногда только для канонов повечерия), то здесь открывается широкое поле для произвола каждого чтеца и для непризванного творчества. Но ввиду того, что практика припевов слишком давняя и широкая и мало надежды на скорое восторжествование в этой области требований Типикона, мы укажем здесь освященные самыми богослужебными книгами припевы и сделаем несколько указании относительно составления их. (Где к канонам припеваются стихи библ. песней, эти указания будут пригодны для молебнов).

Кроме приведенных припевов воскресного канона и Богородичного (второй указывается Октоихом для повечерия, см. 1 гл., неделя), богослужебные книги дают еще следующие припевы: «Христос воскресе из мертвых», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (Страстная седмица, см. Триодь и Тип., повечерие Недели ваий), «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (воскресная полунощница, см. Октоих 1 гл., неделя), «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см. Триодь и Типикон, повечерие понед. 1 седм. поста), «Преподобнии отцы, молите Бога о нас» (см. Триодь и Тип., суббота сырная), «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас», «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» (Триодь, повечерие среды 1 седм. поста), «Священномучениче Евфимие, моли Бога о нас» (26 декабря). Эти образцы показывают, что припев должен состоять из 2 строф приблизительно одинаковой длины, как например:

Преподобне отче Андрее,
Моли Бога о нас.

Таким правилом и надо руководиться при составлении припевов. Следовательно, при двух и более святых уже не нужно именовать их. Равным образом не нужно обременять первую строфу присоединением к имени святого его прозваний, не только таких безразличных для его славы, как «Тирон» (= новобранец), «воин», «градарь», но и почетных: «Великий», «Богослове», «Златоусте», «Чудотворче». Не требуется также нескольких обозначений святости святого, т. е. подле «преподобный» ставить еще «святой», почему не говорится «святый священномучениче N», а просто «священномучениче». На этом основании могут быть допустимы следующие припевы для разных ликов свв.: «Святии Архангели и Ангели молите Бога О нас», «Святый апостоле N моли Бога о нас», «Святии апостоли м…», «Св. пророче N м…», «Св. пророцы м…», «Святый мучениче N м…», «Святая мученице N м…», «Святии мученицы м…», «Священномучениче N м…», «Преподобномучениче N м…», «Святителю отче N м…», «Святии отцы м…» (нескольким святителям), «Преподобие отче N м…», «Преподобная мати N м…», «Преподобнии отцы м…», «Св. праведный N м…», «Св. праведная N м…». Составление же припевов для некоторых святых представляет большие затруднения (требуется более двух строф). Так например, Иоанну Крестителю («Св. Пророче и Предтече Господень Иоанне м…», равноапостольным («Святии равноапостольнии N и N м…»), князьям («Святый благоверный княже N м…»). Реестр этих припевов можно дополнить еще следующими: для праздников Господских, их пред- и попразднств: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Богородичных: «Пресвятая Богородице, спаси нас», для триодных канонов: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (исключая 1. и 3-ю Неделю поста, где «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»).
Мы у батюшки перед службой спрашиваем :smile:

Добавлено спустя 4 минуты 24 секунды:
Еще вот ссылка : http://horist.ru/bogosluzhenie/pripevy_kanonov.shtml

Аватара пользователя
Незабудка голубая
Всего сообщений: 84
Зарегистрирован: 03.01.2012
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Откуда: Россия
 Re: Чтение канонов на утрени на практике

Сообщение Незабудка голубая » 03 янв 2012, 16:54

Мне хочется еще добавить один момент. Сейчас повсеместно, в практику вошло оканчивать песнь канона так. "Слава и Ныне" и поется катавасия, либо ирмос следующей песни. Все-таки следовало бы прочитать борогодичен последнего канона, после "Слава и Ныне", и лишь потом петь катавасию. Получается идет катавасия на "Слава и Ныне", а Матерь Божию мы забываем. Причем этот момент практически всегда зависит напрямую от регента. Настоятель редко вникает в такие мелочи.

Автор темы
Сима
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 28.11.2010
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Образование: среднее
Профессия: регент и двойной студент
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Украина
 Re: Чтение канонов на утрени на практике

Сообщение Сима » 03 янв 2012, 18:03

Хотела еще вот спросить. Вот в каноне Октоиха в субботу утром, который "святым мучеником, и святителем, и преподобным, и усопшим" - там какие припевы: 1й тропарь - "Святии мученицы, молите Бога о нас", 2й - "Святии святитилие, молите Бога о нас", 3й - "Преподобнии отцы, молите Бога о нас", ну а дальше Слава, и ныне, так? или есть другие варианты? :-|

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • О чтении канонов
    Селька » 17 июл 2011, 13:27 » в форуме Вера и духовная жизнь
    22 Ответы
    2136 Просмотры
    Последнее сообщение Алексей А.С.
    16 авг 2011, 12:36
  • О Чтении канонов
    ГАЛИНА* » 23 ноя 2009, 19:45 » в форуме Клирос
    3 Ответы
    903 Просмотры
    Последнее сообщение Песенка
    24 ноя 2009, 11:28
  • Где найти текст канонов?
    Несмеяна » 24 июл 2009, 16:28 » в форуме Другие темы
    8 Ответы
    568 Просмотры
    Последнее сообщение kelijka
    08 авг 2009, 07:59
  • Чтение деткам
    ashberry » 08 фев 2010, 16:03 » в форуме Поговорить с матушками
    5 Ответы
    764 Просмотры
    Последнее сообщение Фотина
    05 июн 2013, 18:18