Говорилки о пении, нотах и т.д.Клирос

Методические разработки, практические занятия, ноты, службы
Аватара пользователя
Виолина
Всего сообщений: 12393
Зарегистрирован: 26.10.2008
Статус: нематушка
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Россия
:
Заслуги перед форумом
 Re: Говорилки о пении, нотах и т.д.

Сообщение Виолина »

Полтавчанка:локти нельзя прижимать к туловищу,
вот кстати да :( раньше не болела, сейчас много певчих, тесно - и рука стала болеть, потому что прижимаю ее к себе, совсем другие мышцы работают :unknown:
Елена
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Фотина
Миссис Рассудительность
Всего сообщений: 36640
Зарегистрирован: 26.12.2007
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Профессия: регент
Откуда: Петербург
:
Заслуги перед форумом
 Re: Говорилки о пении, нотах и т.д.

Сообщение Фотина »

Фея Сирень, обязательно нужно взять урок у проф. дирижера. Это крайне важно!!! Научиться работать руками без зажимов. Я не знаю, есть ли толк объяснять словами, это надо показать и прочувствовать.
Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела, протоиерея Игоря и Тамары (Отк 9:6)
Аватара пользователя
Герда
Всего сообщений: 3789
Зарегистрирован: 22.06.2009
Статус: матушка
Откуда: Россия
 Re: Говорилки о пении, нотах и т.д.

Сообщение Герда »

Ну-с, певчие птички,найдите 10 отличий в жизни певчих в прежние времена и сейчас :smile: . " В дореволюционном журнале «Хоровое и регентское дело»
появлялось много материалов на злобу дня: о материальных
проблемах служителей Церкви, о просвещении, о секуляризации
культуры.
Так, в одной из статей 1909 г. 18-летний Сергей Прокофьев (под
псевдонимом Фуга) весьма иронично рассказывает о нелегкой
жизни певчих:
«Церковные певцы были всегда бесправными существами. На них
всегда смотрели как на людей, занимающихся каким-то
маленьким, едва ли кому-нибудь нужным делом. Певчие всегда и
во всем были на заднем плане; с них только всегда требовали все,
начиная с о.о. настоятелей, ключарей и старост и кончая чуть
дОля певЧег О
ли не сторожами. Случится какое-нибудь церковное торжество
(престольный праздник, освящение храма и т.п.) — начинают
думать о том, как и кого пригласить, чем угостить, где
посадить; и приглашают, и сажают всех до псаломщиков
включительно; забывают только о певчих.
А эти певчие трудились больше всех: их мучили на спевках, их
заставили стоять несколько часов кряду, им все только прика-
зывали: но никто не подумал о них, как о людях, приносящих в
десять раз больше пользы, чем разные правители, секретари и
экономы. Обо всех думают, только о певчих — никогда. Тому
— квартира, другому — прибавка жалования, третьему — на-
градные, четвертому еще что-нибудь, а о певчем никто и не
вспомнит; о нем вспоминают лишь тогда, когда нужен его труд.
Не хватает в церкви средств, на чем соблюсти экономию?
Конечно, на певческом жаловании: сократить хор, уволить
несколько человек. Нужны в церковь новые облачения, утварь
— где взять денег? Оттянуть от певчих.
Благодаря всему этому, церковные хоры далеко не отвечают
своему назначению, а в регентах и певчих остаются лишь всякие
неудачники; а если и встречаются среди регентов люди талант-
ливые, высокообразованные, то явление это объясняется двумя
причинами: или такой регент до фанатизма предан своему делу
и поэтому готов не замечать тяжелых условий своей службы,
или же он попал в такое место, где сумели оценить в нем
человека, руководящего делом огромной важности, которым
нужно дорожить и которого, следовательно, нужно обставить
соответствующими условиями. Если нет наличности двух этих
причин, то хорошие регенты и интеллигентные певчие бегут
от своего дела, при первой к тому возможности».
Слова часто портят то, что хочет сказать сердце.
Аватара пользователя
Виолина
Всего сообщений: 12393
Зарегистрирован: 26.10.2008
Статус: нематушка
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Россия
:
Заслуги перед форумом
 Re: Говорилки о пении, нотах и т.д.

Сообщение Виолина »

а, да, у меня есть эта статья :D

А вот еще:

Где же тормоз?
"Хоровое и регентское дело", 1909 г., №3.


Совершено случайно попалась под руку заметка свящ. И-го «Печаль мою пред Ним возвещу» (№ 3 «Баяна» за 1908 г.). И снова во всей остроте встал затронутый в ней проклятый, больной вопрос о «тормозах» в церковном пении. Почтенный автор рассказал о своих неудачах «в деле улучшения собственно церковного пения», которое (дело) он, как пастырь, считает «своей священной обязанностью». Недовольный пением хора в своей церкви, хора, управляемого регентом «без малейшего музыкального образования», он после долгих усилий уговорил-таки своего церковного старосту пригласить регента-специалиста. И вот с 1907 «один за другим»* (прошу читателя отметить это) явились два кандидата; один – окончивший регентские курсы (? классы) при капелле (вероятно, Придворной), другой – окончивший Синодальное училище в 1902 г., и оба оказались совершенно неподготовлены к своему делу: они, по-видимому, много знают, хорошо научно рассуждают; последний прекрасный пианист, но положительно неопытны в церковном пении; они не знают порядка всенощного бдения, не говоря уже про устав вообще; позволяют себе во время богослужения спрашивать у старших певчих: «С какого тона у вас это поется?» (простое пение); г-н К. во время шестопсалмия непременно уходил с клироса в алтарь и оставлял певчих шалить на виду у всех молящихся в храме. Словом, «вот откуда явился тормоз! Уж с этой-то площадки я его не ждал».

Я позволил себе привести эту длинную выписку из заметки со всеми обвинениями, ибо в ней вся суть рассуждений автора, рассуждений, которые приводят его к удивительно простому принципиальному положению. Последнее искусно скрыто им в метафоре «тормоз», но раскрыть кавычки нетрудно. И из метафоры выглядывает давнее, знакомое – «вот вам и ученый регент».

Рассуждения о. И-го типичны для такого рода «печальников» о судьбах церковного пения. Они, эти печальники, – та невыносимая душная атмосфера, которой в девяти случаях из десяти дышит церковное пение, которое каким-то кошмаром душит работников его.

Быть может, они и любят хоровое церковное пение и искренне хотят поработать над «улучшением» его. Да незнание дела, в связи с присвоенным себе правом безапелляционно судить и рядить в нем, губят эти благие порывы и заботы о деле превращают в самую несносную помеху ему.

В самом деле, обсудите, взвесьте сетования автора заметки.

Оба приглашенных им регента «положительно неопытны в церковном пении», ибо они «не знают порядка всенощного бдения, не говоря уже про Устав вообще». Порядок службы, Устав – и церковное пение как таковое?! Ведь между ними лишь чисто внешняя связь. Если регент не знает порядка службы – это значит только, что он не знает, когда, в какой момент нужно пропеть песнопение, быть может отлично разученное им с хором. Это неопытность в ведении богослужения, а отнюдь не в церковном пении. Две-три службы – и порядок этот отлично усваивается. Да, наконец, я просто не допускаю, чтобы регента о. И-го не знали порядка всенощной в общих чертах: не раз, вероятно, приходилось им (особенно в Синодальном училище) петь эту службу.

Ну, а не знать местных особенностей, которых так у нас много (в одном месте одно поют, в другом читают, одно выпускают, другое восполняют и т.д.), так простительно. О. И-ий, конечно, окончил духовную семинарию, быть может академию. Он подготовляется к тому, чтобы вести богослужение, знать порядок его нормирующий его Устав. Но пусть он вспомнит свои первые служения, когда он, как и все начинающие, наверно, растерянно путал возгласы, не расставался со спасительной книжкой, суетился, был так неловок на выходах, при выполнении обрядов, робел и смущался перед докой-псаломщиком. Да неужели уже и потом, когда он освоился со службой, не было промахов в знании Устава? Что же – заслуживал тогда он приговора: он, ученый священник, неопытный в богослужении, его не знает и совершать его не может? Неопытность регента, незнание им своего дела – это неумение задать тон, неумение подчинить себе хор, незнание церковного пения. Старые, многолетние певчие знают порядок служения и Устав лучше иного батюшки. Значит ли это, .что они могут быть хорошими регентами, как «опытные в церковном пении». Думается, что и «неопытные в церковном пении» регента о. И- го не запели бы «Иже херувимы» на преждеосвященной литургии. И в то же время весьма возможно, что ни тот ни другой не ответили бы на вопрос: в каком ирмосе наибольшее количество букв «о»**, или нескоро разыскали бы, как оправить точно по Уставу службу святому храму в Благовещение, если последнее придется в Вел. Пятницу.

Далее. Несомненно, что сотский или какой-либо иной полицейский чин скорее или лучше восстановили бы порядок на клиросе, безотлучно пребывали бы на нем и водворили идеальную дисциплину. Но при чем же здесь, спрошу, «опытность в церковном пении»?

Обвиняемым о. И-м регентам инкриминируется вопрос: «С какого тона у вас это поется».

Знающий человек скажет, что такой вопрос и свидетельствует от опытности регента. Простое пение поется в разных тональностях в зависимости от разного рода условий, привычек и т.д. Вполне естественно новому регенту узнать, в каком тоне поет то или иное песнопение незнакомый ему хор, чтобы не сбить его непривычным ему тоном или расположением голосов. Это значит, что регент может свободно ориентироваться во всех случаях певческой практики, и только желает знать, какой из этих случаев в данный момент налицо. «Неопытность» ли это?

О. И-ий*** ничем больше не может подкрепить своего общего заключения. Оно еще больше умаляется одним обстоятельством: оценить своих регентов он успел в очень короткий промежуток времени. В 1907 г. «начали один за другим появляться кандидаты»,. А уж к началу 1908 г. (очевидно, время написания заметки) его заключения были готовы, для него было уже ясно, что регента «неопытны». Поистине, удивительная прозорливость! Мне известен случай, когда целая музыкальная коллегия долго колебалась, прежде чем признать несоответствующею цели деятельность одного видного музыканта. А здесь все сделалось так легко и просто. Да еще и общий вывод был готов: в наших – пока единственных – рассадниках церковно-певческого образования ложная непрактичная постановка дела. И в голову никому не пришло подождать, посмотреть, что выйдет из работы тех, кому было поручено дело. И не могло придти, ибо они самого-то дела не знают, не имеют представления о всех трудностях его. Случайный промах, неизбежный при спешности и непрерывности работы, к тому же поставленной зачастую в неблагоприятные условия, ошибка – и этого довольно. Ибо это видно, а работу не видно, она ни в грош не ценится. Самые знания, необходимые для нее, презрительно обзываются «ученостью». Ведь, право, гораздо больше проявляется доверия к знаниям и умению сапожника, которому заказывают свою обувь и, заказав, не вмешиваются во все предварительные и последовательные стадии работы, терпеливо ожидая конца ее.

Не там, не на той «площадке», господа, тормоз, где вы его ищите. Он – в некомпетентности, незнании дела тех, кто фактически верховодит церковным пением, в чьей – большой или маленькой власти работники ее.
Н.К.
________________________________________
* Курсив как здесь, так и в дальнейшем изложении, мой — Н.К.
** Пусть не удивляется читатель странности предположения: именно такой вопрос был задан одним из архиереев на испытании в знании Устава.
*** Читателю, надеюсь, ясно, что для меня о. И-ий имя нарицательное, пример.
Елена
Аватара пользователя
Автор темы
Фотина
Миссис Рассудительность
Всего сообщений: 36640
Зарегистрирован: 26.12.2007
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Профессия: регент
Откуда: Петербург
:
Заслуги перед форумом
 Re: Говорилки о пении, нотах и т.д.

Сообщение Фотина »

Герда, различий не нашла :D А говорят - прогресс, прогресс... где там!
Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела, протоиерея Игоря и Тамары (Отк 9:6)
Аватара пользователя
Никитична
Всего сообщений: 130
Зарегистрирован: 03.03.2012
Статус: матушка
Храм, где служит муж: Кафедральный собор
Сыновей: 1
Дочерей: 4
Образование: среднее специальное
Профессия: регент
Откуда: Ленобласть
 Re: Говорилки о пении, нотах и т.д.

Сообщение Никитична »

Здравствуйте, дорогие сестры! Ух ты, какой тут большой раздел про клирос :good: Я регент любительского хора, но из-за декретов четвертый год все не могу вернуться на клирос. Хотя собираюсь потихоньку. Но страшно отстала от жизни, и меня волнуют многие вопросы. Вот, например, такие.
1. Кто-нибудь набирает ноты на компьютере? Не изобрели еще такую православную нотную программу, где можно набирать безразмерный ритм?
2. Вчера приезжала в гости из Питера старинная подруга по клиросу и сообщила, между прочим, что в Питерских храмах давно уже не поют запевы к стихирам. :shock: Это что, правда?!
3. Есть еще такие люди, кроме меня, которые недолюбливают "Богослужебные указания"?
Ну, пока хватит...
Аватара пользователя
Виолина
Всего сообщений: 12393
Зарегистрирован: 26.10.2008
Статус: нематушка
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Россия
:
Заслуги перед форумом
 Re: Говорилки о пении, нотах и т.д.

Сообщение Виолина »

Никитична,
1. безразмерный ритм набирает нотный редактор Note Worthy Composer. Можно, в принципе, это делать и в Финале, говорят, что и в Сибелиусе тоже, я Сибулиус даже в глаза не видела, не знаю. NoteWorthy Composer очень простая программа, легко осваивается
2. Про Питер не скажу, а мне встречалась практика прочитывания запевов на тех клиросах, где не очень уверенно знают гласы :oops: Я своих певчих сразу учу по схеме "запев-стихира", не отделяю.
3. Есть, я раньше на них все время ругалась (лет 10 назад стали к нам возить их), но со временем стала относиться спокойнее. Но надо отметить, что я обленилась с тех пор :pardon: :oops:
Елена
Аватара пользователя
Никитична
Всего сообщений: 130
Зарегистрирован: 03.03.2012
Статус: матушка
Храм, где служит муж: Кафедральный собор
Сыновей: 1
Дочерей: 4
Образование: среднее специальное
Профессия: регент
Откуда: Ленобласть
 Re: Говорилки о пении, нотах и т.д.

Сообщение Никитична »

Виолина,
Виолина:Note Worthy Composer
скачала, осваиваю :smile:
Когда у меня был один ребенок, я готовилась к службе исключительно по Типикону. Принципиально. :D
С двумя - по Типикону и "Уставу" Розанова.
С тремя нехотя пользовалсь Богосл. указаниями, оправдываясь сама перед собой нехваткой времени.
С четырьмя и с пятью еще не выходила на работу, так что не знаю, как будет дальше.
А запевы мы тоже учили сразу, вместе с гласами, но сейчас у моего хора другой регент, как музыкант она в десятки раз профессиональнее меня, но гласов не знает, и хор их тоже забыл :cry:
Ленушка
Всего сообщений: 1024
Зарегистрирован: 08.08.2008
Статус: нематушка
Сыновей: 1
Дочерей: 0
Образование: высшее
Профессия: любимая
Откуда: с Земли
 Re: Говорилки о пении, нотах и т.д.

Сообщение Ленушка »

Никитична:но сейчас у моего хора другой регент, как музыкант она в десятки раз профессиональнее меня, но гласов не знает, и хор их тоже забыл
:-| А как же они поют всенощную?
Аватара пользователя
Никитична
Всего сообщений: 130
Зарегистрирован: 03.03.2012
Статус: матушка
Храм, где служит муж: Кафедральный собор
Сыновей: 1
Дочерей: 4
Образование: среднее специальное
Профессия: регент
Откуда: Ленобласть
 Re: Говорилки о пении, нотах и т.д.

Сообщение Никитична »

Ленушка:А как же они поют всенощную?
Всенощные другой хор поет, наши будничные службы, но это неважно.
Никитична:гласов не знает
я неточно выразилась, она совсем не знает только ирмосовые гласы, а остальные усвоила в искаженном виде. Возможно, кому-то это не принципиально, но я, например, вздрагиваю каждый раз, когда перевирают гласы. Или поют ирмосы на тропарный. Естественно, ни о каких запевах к стихирам речи нет. :(
Я к ней не в претензии, она умница, за много лет хор не распался и не потерял звучания, пришли и новенькие. (В наше-то время в бесплатный хор!)
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться