Забралась на сайт
http://www.pravoslavie.ru . Начиталась много интересного. Тут некоторые, на мой взгляд, интересные "моменты" из раздела "Вопросы священнику", построено в порядке вопрос-ответ.
Можно ли целовать лица икон? Я целовала лицо Пресвятой Богородице, а мне сказали, что я не имею права! И что это грех, а можно целовать только ноги или руки. Правда ли это или это опять "бабушкины сказки"?
Нет, это не "бабушкины сказки". В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.
Как следует вести себя православному человеку при посещении католического храма (как исторического памятника)? Можно ли ставить свечи, осенять себя крестным знамением? Или лучше этого не делать?
Во многих католических храмах есть гробницы христианских святых первых веков. Перед ними можно и должно совершить молитву и возжечь свечу. В остальном же вести себя так же, как при посещении любого другого исторического памятника, соблюдая общие правила приличия.
Хотелось задать два вопроса о причащении Св.Таин ребенка в возрасте 1 года.
1) За какое время до начала причащения приходить с ребенком в храм?
2) Если ребенок крайне испуган и боится причащаться, следует ли отложить причащение?
В нашем монастыре на Рождество Христово служба совершалась с 12 часов ночи до начала шестого утра. Перед окончанием службы один из моих певцов с удивлением спросил меня, как же маленькие дети пробыли в храме все это время, не капризничая и бодрствуя... В храме действительно было немало детей. Нескольким из них было около года.
Конечно, многое зависит от того, какой жизнью живут сами родители, является ли для них храм домом вожделенной встречи с Богом, а молитва - вторым дыханием. Многие родители приносят своих детей к началу службы, вместе с ними молятся, причащаются сами и подносят к Чаше Жизни своих чад, и не стоят перед вопросом, когда же приносить ребенка к причащению. Если в семье несколько другая ситуация, то можно приносить маленьких детей к началу Евхаристического канона или непосредственно к самому моменту причащения.
Но необходимо приучать свое чадо к благодатной церковной атмосфере, тогда будет меньше проблем с поведением ребенка у Святой Чаши. Решение же, как поступить в случае, если ребенок плачет и не желает причащаться, должен принимать тот священник, который в этот момент сам видит поведение ребенка. Ребенка необходимо также готовить к причастию. Прочитайте над его кроваткой канон, акафист, отрывок из Священного Писания. Все это будет способствовать духовному возрастанию вашего чада.
Можно ли молиться и осенять себя крестным знамением лежа, сидя и на ходу?
Нужно.
Почему в католических соборах принято сидеть, а в православных храмах - стоять? На каких библейских фактах это основано?
В православных храмах во время богослужения принято стоять по традиции, да и как можно сидеть в присутствии Божии, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной.
Я была крещена во младенчестве по праославному обряду. Воспитывалась в незнании Бога. Когда мне было 40 лет, то Господь постучал в мою дверь. Сейчас я верую. Но на личной исповеди ни разу не была. Только один раз участвовала в коллективной исповеди и принимала причастие. Грехов неисповеданных - море.
Не знаю как пойти на исповедь, боюсь, что не смогу сразу все рассказать, да и времени на это у батюшки может не оказаться. Посоветуйте, что делать.
Лучше всего выбрать храм, где много священников или монастырь, выбрать день, когда на исповеди у священника будет не очень много людей (обычно не в праздничный день), и, подойдя к священнику, сказать, что исповедуетесь на частной исповеди впервые, чтобы вас выслушали по возможности внимательно и неспешно. В начале лучше сказать все самые тяжкие согрешения и то, что помните за своей совестью. Для этого можно дома накануне вспомнить все и что боитесь забыть записать на бумагу, а на исповеди, посмотрев, напомнить себе. Сразу за жизнь вспомнить все очень сложно, но Господь постепенно дает человеку хотящему очистить свою совесть, вспомнить многие его согрешения, надо только чаще прибегать к таинству исповеди и, вспоминая забытое, говорить с покаянием и сокрушением о содеянных грехах.
Насколько велика опасность того, что в нашей Церкви будет введено богослужение на современном русском языке или осуществлен переход на григорианский календарь? Могут ли такие решения приниматься в обход Поместного Собора?
...Уверен, что такой опасности на данный момент не существует. Наш православный народ достаточно образован и укоренен в традиции, а Церковь достаточно независима, чтобы не допустить перехода на новый стиль и перевода богослужения на русский язык...
И ныне здравствующий Святейший Патриарх Алексий, под чьим руководством Русская Православная Церковь возрождается, придерживается взглядов своего предшественника. Он неоднократно заявлял о том, что перед Церковью вопрос о переходе на григорианский календарь не стоит. А вот его слова о языке богослужения: "Церковнославянский язык - это богослужебный язык. И мы бережно храним его, так как это возвышенный язык для беседы с Богом".
Объясните, пожалуйста, что означают буквы МЛРБ на православном нательном кресте?
Две пары букв на кресте МЛ РБ означают: Место Лобное Рай Бысть. Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому Лобное место (Голгофа) стало раем. Мысль эта нашла выражение в церковном песнопении: «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися древо крестное, абие израсти гроздь животный» (Октоих, глас 5. В среду утра, по 1-м стихословии, седальны крестны).
Имеются ли какие-нибудь специальные требования к написанию икон Матери Божией? 
К вопросу о не каноничных иконах,кстати...
1. На иконах Божия Матерь всегда изображается в темно-красном мафории. Это – большой четырехугольный плат, укрывающий не только голову, но и всю фигуру. Мафорий символизирует Материнство Пресвятой Богородицы, а покрываемая мафорием голубая (цвет небесной чистоты) туника – Девство.
2. Три золотые звезды на мафории (на челе и плечах) являются символическими знаками Ее Непорочности: «до рождества, в рождестве и по рождестве». Во-вторых, звезды – символ Пресвятой Троицы.
3. Поручи (необходимая принадлежность облачения священнослужителей) указывает на Ее сослужение в Церкви Небесному Архиерею – Иисусу Христу.
4. Нимб (лат. nimbus – облако) без вписанного в него креста.
5. Сокращенная надпись: слева MR (греч. Matir – Матерь), спр– ФU (Фeou – Бога).
Меня интересует заповедь не носить одежды из разнородных тканей (Лев.19:19). Имеет ли она скрытый – иносказательный смысл или только буквальный? Надо ли придерживаться ее?
Данное установление имеет как буквальный, так и символический смысл. Господь Бог, давая избранному народу Закон, запретил соединять разнородное (евр. kilaim): 1. Смешивать разные породы скота; 2. Засевать одно поле разными семенами; 3. Изготовлять одежды из тканей разных нитей. Это имело духовно-педагогическое значение. Такие запреты напоминали евреям через повседневную жизнь об их духовном избранничестве и удерживали от смешения с окружавшими их народами, религия которых была идолопоклонством. Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами [семян]; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся (Лев.19:19).
Скажите, пожалуйста, можно ли в пост есть морепродукты: кальмары, креветки и подобное. Я понимаю, что пост - это не диета, и смысл поста заключается в воздержании и в хранении чистоты как телесной так и духовной. И все же, недавно из разговора с одним священником я поняла, что в пост можно есть безхордовых, то есть бескровные живые существа, к которым как раз относятся крабы, креветки и кальмары. Я всегда считала эти продукты лакомством и теперь не знаю, можно ли их есть в пост?
Вы совершенно правы. Пост имеет духовные цели. Однако и телесное воздержание является определенной жертвой, которую мы приносим Богу. По учению святых отцов телесный пост – добродетель средняя. Совершаться пост должен по силам. Он научает нас умеренности, умению владеть своими желаниями. Если упомянутая в Вашем письме пища, является для вас лакомством, то откажитесь от нее. И еще совет: если раньше Вы в пост эту пищу не вкушали, если уже годами у Вас сложился образ поста, то не отступайте от привычного. Иначе у Вас будет время от времени рождаться помысел, что ослабили подвиг.
Если подходить к вопросу с точки зрения устава, то надо напомнить, что критерий постной пищи ясен – растительная пища. Систематика относит кальмаров, креветок и проч. к животному царству. Рыба, которую устав дозволяет в праздники, считается полупостной пищей. Также и морепродукты (креветки и проч.).
Скажите, пожалуйста, существуют ли чёткие канонические правила, по которым женатым священнослужителям запрещается носить обручальное кольцо после хиротонии?
Если этих правил нет, то откуда эта норма берет своё начало, везде ли в Поместных Православных Церквях она имеет место, и является ли грехом ношение обручального кольца клириком после хиротонии.Это традиция Русской Православной Церкви. Она не закреплена в соборных постановлениях. Однако, если такой обычай есть, то его надо уважать.
Услышала, что якобы нельзя называть рожденную в Рождество Богородицы девочку Марией, с православной точки зрения. И что совсем девочку нельзя называть Марией в честь Богородицы, когда бы она ни родилась.? Это правда? и объясните, пожалуйста, почему нельзя?
В нашей Церкви не принято давать имена в честь Иисуса Христа и Матери Божией. Причина – сугубое благоговение перед Их святостью.
Имя Иисус дается в честь св. праведного Иисуса Навина. Распространенное на Руси имя Мария православные христианки носят в память святых угодниц Божиих: Марии Магдалины, Марии Египетской и других.