Поговорить с матушкамиЭтикет обращения в русской православной церкви

Беседы матушек и нематушек

Модератор: фотина

Светлана Л
 Re: Этикет обращения в русской православной церкви

Сообщение Светлана Л » 22 янв 2008, 18:46

"Если мирянин оказался в обществе нескольких священнослужителей ,в первую очередь берут благословение у старших по званию: протоиереев, затем у иереев. Различают священнослужителей по наперсному кресту: протоиерей носит крест украшением; позолоченный крест может быть и у протоиерея, и у иерея; серебряный крест - принадлежность только иерея." "В православном храме", Москва, "Олма-пресс", 2004

Реклама
Аватара пользователя
р.Б.Ольга
Всего сообщений: 1084
Зарегистрирован: 14.12.2007
Статус: нематушка
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: начальное
Откуда: Москва
 Re: Этикет обращения в русской православной церкви

Сообщение р.Б.Ольга » 22 янв 2008, 20:38

Обычно проблема взятия массового благословения решается так: У самого старшего по чину или возрасту БЕРУТ благословение, а с остальными можно поздороваться почтительно и смиренно опустив голову, т.е. как кивком, но православным :oops: Обычное благословение берется у каждого, если они прибывают по очереди. Я попадала пару раз в такую "неприятную" ситуацию...
ДИВНЫ ДЕЛА ТВОИ, ГОСПОДИ!
Врачу дано право лечить, но не выносить приговор!

Аватара пользователя
Иринка
Всего сообщений: 641
Зарегистрирован: 13.01.2008
Статус: нематушка
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: историк-архивист
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: г.Москва
 Re: Этикет обращения в русской православной церкви

Сообщение Иринка » 22 янв 2008, 22:40

"Irina2 писала:
Да помоему берется у всех,по убывающей.Мы если встречаемся в храме (приходим или уходим) берем у всех,вроде дани уважения.
р.Б.Ольга писала:
Обычно проблема взятия массового благословения решается так: У самого старшего по чину или возрасту БЕРУТ благословение, а с остальными можно поздороваться почтительно и смиренно опустив голову, т.е. как кивком, но православным Обычное благословение берется у каждого, если они прибывают по очереди. Я попадала пару раз в такую "неприятную" ситуацию...

Простите за непонятливость. Так брать благословение у второго батюшки и у матушки настоятельницы или нет?

Аватара пользователя
р.Б.Ольга
Всего сообщений: 1084
Зарегистрирован: 14.12.2007
Статус: нематушка
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: начальное
Откуда: Москва
 Re: Этикет обращения в русской православной церкви

Сообщение р.Б.Ольга » 22 янв 2008, 23:02

Если среди них будет "свой" батюшка, а он младше чином(возрастом), то ему можно "кивнуть", а вот с м.Настоятельницей... смотрите по ситуации
ДИВНЫ ДЕЛА ТВОИ, ГОСПОДИ!
Врачу дано право лечить, но не выносить приговор!

Аватара пользователя
Иринка
Всего сообщений: 641
Зарегистрирован: 13.01.2008
Статус: нематушка
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: историк-архивист
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: г.Москва
 Re: Этикет обращения в русской православной церкви

Сообщение Иринка » 22 янв 2008, 23:24

Спаси Господи р.Б.Бльга. Буду готовиться. Они приедут в четверг. Очень волнуюсь. Не хочется ударить в грязь лицом. Надо много чего сделать. Побегу делать заливную рыбу и заливной язык. Хочется приготовить что нибудь вкусненькое.

Nika
Всего сообщений: 96
Зарегистрирован: 06.02.2008
Статус: матушка
Храм, где служит муж: Свято-Никольский
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Откуда: РОССИЯ
 Re: Этикет обращения в русской православной церкви

Сообщение Nika » 07 фев 2008, 13:43

р.Б.Ольга:[quote="Blagotvor"
"поп" и "поподья" были во времена советской власти! давненько уже таких слов не слышал :D
Ой, да ладно, Вам ;) , у нас на приходе отцы себя попАми называют регулярно, а уж матушек своих поподьей и того чаще... У нас даже самый "ароматный" (дешевый) ладан называют СП (смерть попам). Мы сегодня тему Этикета обсуждали вместе с одним отцом в машине(5чел), пока ехали в "подшефный храм" Акафист служить. Батюшка задумался (как будет называться жена дьякона), потом говорит, наверное дьЯконИца... или поддьЯконИца, я говорю ему: Какое интересное словообразование- ПОДдьяконица, а какже тогда с женой попа?.. каждый тихонечко хихикнул... РЕШИЛИ: самое лучше, красивое, теплое и благозвучное :Rose: МАТУШКА. :Rose: А дьяконница- это для "междусобойчика" наверное, сказал батюшка. :sorry:
P.S. МАТУШКИ, ПРОСТИТЕ, НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА! :sorry: :Rose:[/quote]

Насчет ладана "смерть попам". Как-то супруг попросил купить такой ладан. Я в лавке объясняла долго, женщина не могла понять. Потом я сказала, как он "называется". Наверное, она там до сих пор стоит :)))))) Может, подумала, что я ведьма!

Алекс
Всего сообщений: 25
Зарегистрирован: 10.01.2008
Статус: матушка
Сыновей: 1
Дочерей: 1
 Re: Этикет обращения в русской православной церкви

Сообщение Алекс » 05 мар 2008, 15:30

р.Б.Ольга:Алекс писал(а):
маМарина писал(а):
Давно волнует такой вопрос: как меня (мирскую прихожанку) должен называть прихожанин, старше по возрасту, если имени не знает?
А чего спрашиваю: случилось возле храма дочку выгливать до причастия, подошел незнакомый мужчина и обратился ко мне "матушка" и чего-то там спросил, мне конечно приятно было, но до сих пор думаю, а как надо было?


А мне муж объяснял, что любая женщина, у которой есть ребенок, уже имеет право именоватся матушка, честно говоря не помню в каком источнике он это нашел... кажется это старорусская традиция, если будет интересно - поинтересуюсь.

Ну все... Щас залезу в свой личный раздел и исправлю: Я не матушка, на - НЕматушкаМАТУШКА (детей то у меня трое, следовательно -триждыматушка) :good: :-]
конечно!!!!Если только здесь не должность мужа имеется ввиду :D

Аватара пользователя
фотина
Миссис Рассудительность
Всего сообщений: 29111
Зарегистрирован: 26.12.2007
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Профессия: регент
:
Заслуги перед форумом
 Re: Этикет обращения в русской православной церкви

Сообщение фотина » 05 мар 2008, 18:25

Меня почти все в городе называют матушкой и вне храма. А муж,кстати, легко и свободно обращается - сударь, сударыня. Могу сказать, людям очень нравится!
Насчет взятия благословения по старшинству - это, конечно, правильно, но не всегда удобно и уместно. Я беру благословение у Арх.,конечно, у игумена, у кого-то начальственного. У малознакомого не обязательно беру, а у хороших знакомых - да, но руку они, как правило, не дают для поцелуя.
Опять-таки, если встречаю и провожаю к столу - что же они, будут стоять и ждать, пока я ко всем подойду? Хватит и поклона, а уж при прощании - благословение. Но вообще можно по ходу сориентроваться.
Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела. (Отк 9:6)

Аватара пользователя
Aliona.B
Всего сообщений: 794
Зарегистрирован: 23.07.2008
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Откуда: г.Москва
 Re: Этикет обращения в русской православной церкви

Сообщение Aliona.B » 29 сен 2008, 08:11

...продолжение из "Местечковости"...
Такая тема была. Я её случайно вчера обнаружила. Может в ней и продолжить?


Это все с сайтов разных Епархий. Бросилась в глаза разница: где-то более консервативно все, где-то менее. Разные формы "донесения" информации, язык...Все познается в сравнении.
Получается, что все просто и доступно, и никаких разночтений...для нас - сидящих в интернете. А кто расскажет тем же бабушкам, когда они порой "главнее настоятеля"... :sorry:

Правила поведения христиан в православном храме.

Для того, чтобы правильно вести себя в храме, достаточно знать самые основные правила, руководствуясь которыми, вы никогда не нарушите строй богослужения и не оскорбите чувств других верующих.

1.Очень желательно приходить в храм до начала службы и уходить не ранее отпуста, т.е. завершения богослужения.
2.При входе и выходе из храма православный человек должен перекреститься. По русской традиции перед церковными дверями верующие останавливаются и трижды осеняют себя крестным знамением с поклонами.
3.Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор. Традиционно женщины приходят на храмовую молитву в подобающей одежде (ношение женщинами в храме брюк не принято). Не принято также входить в храм в вызывающе открытой одежде – шортах, мини-юбках, платьях с декольте.
4.Древнехристианская традиция отводила мужчинам место в храме по правую, а женщинам по левую сторону. :shock:
5.Во время богослужения не следует ходить по храму, беспокоя остальных прихожан, даже если ваша цель – поставить свечу к иконе праздника: более уместно передать ее стоящим впереди людям.
6.По возможности не следует поворачиваться спиной к алтарю.
7.Крайне тягостное впечатление производят люди, блуждающие во время службы по храму, а также многократно и беспорядочно крестящиеся перед иконами.
8.Следует уяснить себе, что крестное знамение и поклон – это разные элементы выражения христианского благоговения, которые не всегда совмещаются.
Следует помнить, что одновременно креститься и кланяться неправильно: сначала надо совершить крестное знамение и только затем поклон. Поклоны бывают поясные – когда человек наклоняется к земле, и земные, когда он опускается на колени и склоняет голову до земли.
9.Во время богослужения поклоны следует совершать не беспорядочно, а в подобающие для этого моменты. Обычно молящиеся совершают крестное знамение и поклон, если звучат богослужебные песнопения, побуждающие к этому и содержащие слова: «спаси нас», «слава Тебе Господи», «поклонимся», «помолимся» и т.д. Во время ектений, когда звучат прошения, завершаемые возгласом: «Господи, помилуй» или «подай, Господи», после каждого из этих прошений традиционно совершаются крестное знамение и поясной поклон. В ответ на призыв священнослужителя: «Главы ваша Господеви преклоните» - следует без крестного знамения склонить голову и держать ее склоненной до тех пор, пока не прозвучит слово «Аминь», завершающее возглас.
Мне это показалось интересным...
Когда священнослужитель произносит «Мир всем!» или другой возглас, имеющий характер благословения, и осеняет верующих рукой или свечами, следует делать поясной полон без крестного знамения. Также следует только поклониться священнослужителю после произнесения им отпуста, за исключением случаев, когда следует осенение верующих крестом. Не следует креститься на священника, который благословляет вас рукой, а также на архиерея, благословляющего дикирием и трикирием. Однако, если духовное лицо осеняет народ крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Дарами, то верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает поясной поклон.
Крестное знамение без поклонов трижды совершается во время чтения шестопсалмия, когда чтец произносит слова «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слав Тебе Боже». Также положено креститься без поклонов вовремя произнесения слов «Силою Честного и Животворящего Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Евангелия. Крестным знамением без поклона принято осенять себя также во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш…».

В дни великих праздников, в период от Светлого Христова Воскресения до дня Святой Троицы, а также от Рождества Христова до Крещения Господня земные поклоны в церкви отменяются.

Подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз. К иконе, даже если на ней изображено несколько святых, прикладываются однократно; не следует прикладываться к лику святого, тем более – Богородицы и Спасителя.


Епископ Егорьевский Марк "ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ" - М.2007

Интересно было сверить себя по протоколу... :smile:


Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Когда священнослужитель совершает каждение Храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься в это время не следует.

Когда каждение совершается священным предметам - иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться

Во время каждения храма и стоящих в нем людей нужно спокойно отойти немного в сторону от стены, чтобы пропустить священнослужителя, совершающего каждение. А если кто-то замешкался или по незнанию не отошел, необходимо в вежливой форме подсказать человеку, а не тянуть его насильно в сторону.

Аватара пользователя
фотина
Миссис Рассудительность
Всего сообщений: 29111
Зарегистрирован: 26.12.2007
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Профессия: регент
:
Заслуги перед форумом
 Re: Этикет обращения в русской православной церкви

Сообщение фотина » 29 сен 2008, 10:37

Все совершенно правильно и ничего особенного. Так всегда было. Очень жаль, что таким элементарным правилам не учат у нас прихожан. Достаточно понаблюдать в монастыре, как и когда монахи вместе крестятся, кланяются и т.п. - и никаких вопросов не будет.
Есть, конечно, везде местные особенности. Например, становиться на колени во время "Тебе поем". Но тут тоже все просто - это же центральный момент Литургии, пресуществление Даров. В алтаре делают земные поклоны.
А вот о трех земных поклонах перед Причастием не все знают. А традиция тоже древняя. Как и обычай выслушивать молитву "Верую Господи и исповедую" на коленях. Кстати, в этом случае делают три поклона, не вставая с колен.

Земные поклоны в храме отменяются от "Сподоби" в субботу до "Сподоби" в воскресенье вечером. Исключения местные бывают - становиться на колени во время "Честнейшую". Ну и вышесказанное.
Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела. (Отк 9:6)

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение