Причём, от вторых устают несравнимо большеАлла:многие батюшки ОЧЕНЬ устают именно от того, что много людей к ним тянутся, и по делу, и без дела.
Этикет обращения в русской православной церкви ⇐ Поговорить с матушками
Модератор: Фотина
-
- Всего сообщений: 4151
- Зарегистрирован: 07.05.2008
- Статус: матушка
- Сыновей: 1
- Дочерей: 1
- Образование: высшее, имею учёную степень
- Профессия: музыкант, журналист
- Откуда: Харьков
- :
Re: Этикет обращения в русской православной церкви
Друг - это человек, которому ты нужен, даже когда от тебя нет никакой пользы (детская сказка)
-
- Всего сообщений: 3048
- Зарегистрирован: 25.12.2007
- Статус: нематушка
- Ко мне обращаться: на "ты"
- :
Re: Этикет обращения в русской православной церкви
Aliona.B Мне тоже не совсем понятно, что вас особо удивило в приведенных Вами правилах? Для воцерковленного человека это по-идее должно быть известно по определению. это в любых "азах Православия" пишут. А вот по поводу деления на "женскую" и "мужскую" половины, если не ошибаюсь, истоки этого еще в иудейской традиции. в синагогах женская часть вообще отделена "заборчиком". кстати, в приходе, куда мы все время ходили в Киеве такая традиция негласно установилась сама собой. Особенно во время всенощного бдения, когда моляться в основном только постоянные прихожане и в храме посвободней, женщины стоят слева, а мужчины справа. Причем никто об этом не объявлял, приходят супружеские пары и расходятся по сторонам 

"Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп.4,13)
-
- Всего сообщений: 4151
- Зарегистрирован: 07.05.2008
- Статус: матушка
- Сыновей: 1
- Дочерей: 1
- Образование: высшее, имею учёную степень
- Профессия: музыкант, журналист
- Откуда: Харьков
- :
Re: Этикет обращения в русской православной церкви
А это,кстати, очень правильна традиция. Мне, например, гораздо спокойнее,когда за моими поклонами с тылу не наблюдают мужчины 

Друг - это человек, которому ты нужен, даже когда от тебя нет никакой пользы (детская сказка)
-
- Всего сообщений: 3884
- Зарегистрирован: 16.12.2007
- Статус: нематушка
- Храм, где служит муж: -
- Сыновей: 0
- Дочерей: 1
- :
Re: Этикет обращения в русской православной церкви
Парасолька
А я стараюсь об этом не думать.
Но, ты права, так действительно лучше.
А я стараюсь об этом не думать.

-
- Всего сообщений: 4151
- Зарегистрирован: 07.05.2008
- Статус: матушка
- Сыновей: 1
- Дочерей: 1
- Образование: высшее, имею учёную степень
- Профессия: музыкант, журналист
- Откуда: Харьков
- :
Re: Этикет обращения в русской православной церкви
Алла, так я тоже не думаю. Просто в Святогорске поняла, что так намного спокойнее.
Друг - это человек, которому ты нужен, даже когда от тебя нет никакой пользы (детская сказка)
-
- Всего сообщений: 794
- Зарегистрирован: 23.07.2008
- Статус: нематушка
- Сыновей: 0
- Дочерей: 0
- Откуда: г.Москва
Re: Этикет обращения в русской православной церкви
остановятся...
Про левую и правую стороны
- представила ситуацию, которая встречается редко...
Ульяна:Aliona.B
Хорошая публикация. А почему Вы одни абзацы выдклили красным цветом, а другие коричневым? Что Вы хотели подчеркнуть?
Девочки,меня ничего не удивляло.Такая тема. Я написала по теме. Цветные абзацы - это тонкости, которые, на мой взгляд, часто выпадают из памяти у прихожан.И места, на которые, на мой взгляд, нужно обратить внимание. Люди не всегда имеют желание читать длинные тексты, а пробегая глазами, на выделенных моментах вынужденноVeronika:Aliona.B Мне тоже не совсем понятно, что вас особо удивило в приведенных Вами правилах?

Про левую и правую стороны

Да, Алла. Тут без вариантов.Алла: Ален, многие батюшки ОЧЕНЬ устают именно от того, что много людей к ним тянутся, и по делу, и без дела. Попробуйте понять, и быть снисходительнее.

Последний раз редактировалось Aliona.B 30 сен 2008, 08:15, всего редактировалось 2 раза.
-
- Всего сообщений: 794
- Зарегистрирован: 23.07.2008
- Статус: нематушка
- Сыновей: 0
- Дочерей: 0
- Откуда: г.Москва
Re: Этикет обращения в русской православной церкви
Вот еще, на мой взгляд, интересный момент...
Церковный протокол
Понятие православного церковного этикета
Этикет (франц. etiquette – обычай) – нормы поведения, совокупность правил обхождения, принятых в обществе среди членов какой-либо социальной или профессиональной группы. Слово «этикет» в русском языке созвучно со словом «этика» - термином, обозначающим философское учение о нравственности. И действительно, повсеместное принятие и соблюдение правил этикета облагораживает нравы, свидетельствуя, что в основе его предписание лежат именно нравственные категории.
Ключевые этические нормы человечество призвано было усвоить еще в ветхозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божии: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» - являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя которым, человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию.
Христианское сознание не приемлет многих внешних ограничений, поскольку не в них видит залог достижения главной цели человеческой жизни – спасения души. Душа – вечна, ее существование простирается за рамки земного бытия, а Церковь земная – это отражение Церкви Небесной. Земная реальность не носит для членов Православной Церкви главенствующего характера, поэтому христианину присуще стремление к братскому общению, чуждому условностей, к духовной свободе: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5,13); «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17).
Вместе с тем для нормального функционирования церковной организации необходимо, чтобы все ее члены признавали и придерживались правил церковного поведения и обхождения, сложившиеся на протяжении тысячелетней истории христианской Церкви. Значительная часть правил церковного этикета вытекает из канонов и других актов церковного законодательства. Другие его положения существуют в Церкви на правах обычая - регламентированного образа действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим. Критерием законности обычая при отсутствии зафиксированного правила, православные канонисты считают его разумность и давность. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований (послушание канонической дисциплине) является лишь внешним выражением внутреннего стремления личности стать подлинным членом Церкви Христовой, как писал Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».
Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность.
Многие требования церковного этикета попросту противоречат светским правилам. Например, приветствуя православного священнослужителя, правильным будет испросить у него благословения, а затем поцеловать благословившую руку. Эта норма распространяется на лиц обоего пола. В то же время представители духовенства не должны целовать руку даме, несмотря на то, что в светском обществе этот знак является свидетельством учтивости. В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфья, камилавка, клобук).
Понятие церковного этикета довольно часто смыкается с понятием церковного протокола. Отличие одного от другого заключается в том, что нормы церковного этикета определяют правила общения и поведения в церковной среде, официальной и частной переписки.
Большинство государственных и общественных мероприятий регламентируется обычным светским (иногда и дипломатическим) протоколом. Если на них приглашаются священнослужители, надо четко представлять их иерархическое положение, а при общении с духовными лицами учитывать важные этические моменты. Порой представители духовенства оказываются в неловком положении, когда в качестве почетных гостей вынуждены присутствовать при двусмысленных зрелищах. Это оскорбляет самого священника и смущает совесть его пасомых. Так, если духовное лицо приглашено на прием во время поста (например в среду или пятницу), стоит заранее позаботиться о том, чтобы на столе были в наличии постные блюда. Одежда человека, посещающего церковно-общественные акции, не должна быть вызывающей и чрезмерно открытой. Соблюдение этих элементарных правил будет свидетельствовать об уважении не только к присутствующему духовному лицу, но и к тысячелетней православной традиции, носителем которой оно является.
Епископ Егорьевский Марк "ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ" - М.2007

Церковный протокол
Понятие православного церковного этикета
Этикет (франц. etiquette – обычай) – нормы поведения, совокупность правил обхождения, принятых в обществе среди членов какой-либо социальной или профессиональной группы. Слово «этикет» в русском языке созвучно со словом «этика» - термином, обозначающим философское учение о нравственности. И действительно, повсеместное принятие и соблюдение правил этикета облагораживает нравы, свидетельствуя, что в основе его предписание лежат именно нравственные категории.
Ключевые этические нормы человечество призвано было усвоить еще в ветхозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божии: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» - являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя которым, человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию.
Христианское сознание не приемлет многих внешних ограничений, поскольку не в них видит залог достижения главной цели человеческой жизни – спасения души. Душа – вечна, ее существование простирается за рамки земного бытия, а Церковь земная – это отражение Церкви Небесной. Земная реальность не носит для членов Православной Церкви главенствующего характера, поэтому христианину присуще стремление к братскому общению, чуждому условностей, к духовной свободе: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5,13); «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17).
Вместе с тем для нормального функционирования церковной организации необходимо, чтобы все ее члены признавали и придерживались правил церковного поведения и обхождения, сложившиеся на протяжении тысячелетней истории христианской Церкви. Значительная часть правил церковного этикета вытекает из канонов и других актов церковного законодательства. Другие его положения существуют в Церкви на правах обычая - регламентированного образа действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим. Критерием законности обычая при отсутствии зафиксированного правила, православные канонисты считают его разумность и давность. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований (послушание канонической дисциплине) является лишь внешним выражением внутреннего стремления личности стать подлинным членом Церкви Христовой, как писал Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».
Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность.
Многие требования церковного этикета попросту противоречат светским правилам. Например, приветствуя православного священнослужителя, правильным будет испросить у него благословения, а затем поцеловать благословившую руку. Эта норма распространяется на лиц обоего пола. В то же время представители духовенства не должны целовать руку даме, несмотря на то, что в светском обществе этот знак является свидетельством учтивости. В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфья, камилавка, клобук).
Понятие церковного этикета довольно часто смыкается с понятием церковного протокола. Отличие одного от другого заключается в том, что нормы церковного этикета определяют правила общения и поведения в церковной среде, официальной и частной переписки.
Большинство государственных и общественных мероприятий регламентируется обычным светским (иногда и дипломатическим) протоколом. Если на них приглашаются священнослужители, надо четко представлять их иерархическое положение, а при общении с духовными лицами учитывать важные этические моменты. Порой представители духовенства оказываются в неловком положении, когда в качестве почетных гостей вынуждены присутствовать при двусмысленных зрелищах. Это оскорбляет самого священника и смущает совесть его пасомых. Так, если духовное лицо приглашено на прием во время поста (например в среду или пятницу), стоит заранее позаботиться о том, чтобы на столе были в наличии постные блюда. Одежда человека, посещающего церковно-общественные акции, не должна быть вызывающей и чрезмерно открытой. Соблюдение этих элементарных правил будет свидетельствовать об уважении не только к присутствующему духовному лицу, но и к тысячелетней православной традиции, носителем которой оно является.
Епископ Егорьевский Марк "ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ" - М.2007
-
- Всего сообщений: 794
- Зарегистрирован: 23.07.2008
- Статус: нематушка
- Сыновей: 0
- Дочерей: 0
- Откуда: г.Москва
Re: Этикет обращения в русской православной церкви
Надеюсь, пресса концерт не освещала...Им-то все равно про что писать...
Господи, как же обидно."фотина *** писала:
Да, помню я один такой концертик. Посадили в первый ряд патриарха и иже с ним, сказали приветственную речь. А потом давай вскидывать ножки - прямо у них над головами! Так они, бедные, и просидели весь вечер, в пол уставясь...


-
- Миссис Рассудительность
- Всего сообщений: 34798
- Зарегистрирован: 26.12.2007
- Статус: матушка
- Сыновей: 2
- Дочерей: 0
- Профессия: регент
- :
Re: Этикет обращения в русской православной церкви
Ну что ты! Прессы не было. Только концерт этот транслировался по первому, кажется, каналу... 

Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела, протоиерея Игоря и Тамары (Отк 9:6)
О упокоении схиигумена Агафангела, протоиерея Игоря и Тамары (Отк 9:6)
-
- Всего сообщений: 794
- Зарегистрирован: 23.07.2008
- Статус: нематушка
- Сыновей: 0
- Дочерей: 0
- Откуда: г.Москва
Re: Этикет обращения в русской православной церкви
И что в итоге в головах паствы засело... Эх, форс-мажор, чесс слово...
Ужас!фотина ***:Ну что ты! Прессы не было. Только концерт этот транслировался по первому, кажется, каналу...

-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение