Строение канонаВера и духовная жизнь

Модератор: Topolek

Аватара пользователя
Автор темы
Ульяна
Всего сообщений: 335
Зарегистрирован: 26.07.2008
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Строение канона

Сообщение Ульяна »

Нашла в интернете неполный ответ на интересующий меня вопрос.
Ирмос, которым начинается каждая песнь канона, всегда поется; он тематически связан с соответствующей библейской песнью. Так первый ирмос тематически связан с первой песнью пророка Моисея (Исх. 15, 1-18). Второй – со второй песнью Моисея (Втор. 32, 1- 43). Третий - с песнью Анны, матери пророка Самуила (1 Царств. 2, 1-10). Четвертый – с молитвой пророка Аввакума (Авв. 3, 1-19). Шестой – с молитвой пророка Ионы (Ион. 2, 3-11). Седьмой – с песнью трех отроков (Дан. 3, 52-90). Восьмой – с песнью Захарии (Лк. 1, 68-79). Девятый – с песнью Богородицы (Лк. 1, 46-55).
А пятый?
Реклама
Аватара пользователя
elma
Всего сообщений: 311
Зарегистрирован: 25.04.2008
Статус: матушка
Храм, где служит муж: приход свт. Николая
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Откуда: Россия
 Re: Строение канона

Сообщение elma »

Стала искать, потому что мне показались неточности в ответе. Меня тоже как-то очень интересовал этот вопрос и выясняла, но сейчас подзабыла за давностью. Вот, что нашла.

...Основанием канонов служат священные песни, большей частью ветхозаветные, являющиеся плодом высокого религиозного воодушевления и составляющие лучшую часть библейской поэзии. Каждая библейская песнь определяет тему соответствующей песни канона.
Для первой песни послужила образцом благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх., гл.15). Для второй – песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало ее: «Вонми, небо, и возглаголю». Поскольку эта песнь не соответствует духовной радости, с которой мы вспоминаем праздничные события или прославляем святого угодника Божия, обычно она опускается и поется только во время святой Четыредесятницы. Третья песнь составлена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11). Четвертая песнь восходит к пророческой песни-молитве пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., гл.З). Пятая песнь составлена по примеру молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26). Шестая песнь – по примеру молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион., гл.2). Благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи, является образцом седьмой и восьмой песней канона: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72). Девятая песнь величает святую Деву Марию. В основу этой песни легли собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80).
Каждая из девяти песней канона (вторая песнь обычно опускается и поется только в Великий пост) содержит в себе несколько малых стихов: ирмóс и несколько тропарéй.

Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:
Ульяна спасибо! :Rose: Восстановила в памяти. Это действительно очень интересно и поучительно!!! :bible:
Аватара пользователя
Автор темы
Ульяна
Всего сообщений: 335
Зарегистрирован: 26.07.2008
Статус: нематушка
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Строение канона

Сообщение Ульяна »

elma
И Вас, матушка, спаси Господь!
Низко кланяюсь. :chelo:
Аватара пользователя
Литвинка
Всего сообщений: 286
Зарегистрирован: 18.01.2013
Статус: нематушка
Сыновей: 1
Дочерей: 5
Образование: высшее
Профессия: преподаватель языка и литературы
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Беларусь
Контактная информация:
 Re: Строение канона

Сообщение Литвинка »

Давно хотела спросить. В богослужебных указаниях относительно чтения канона на утрени очень часто встречаю указание о "Библейских песнях". Имеется в виду библейская песня "Поем Господеви" (из Ирмология). Подскажите, каким образом она совмещается с каноном. Я знаю, что на практике этот момент очень часто опускается, но на экзамене по литургике такой вопрос вполне возможен. К тому же хотелось бы хотя бы раз включить "Поем Господеви" в состав канона на утрени (с благословения служащего батюшки, разумеется).
Аватара пользователя
Факел
Миссис Терпение
Всего сообщений: 13483
Зарегистрирован: 02.02.2009
Статус: матушка
Храм, где служит муж: Прп. Сергия Радонежского
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: Врач
Откуда: Москва
:
Золотой призёр фотоконкурса
 Re: Строение канона

Сообщение Факел »

volha_litv:К тому же хотелось бы хотя бы раз включить "Поем Господеви" в состав канона на утрени (с благословения служащего батюшки, разумеется).
Мы читаем только великим постом, как написано под спойлером.
Припевы к тропарям канонов на утрене

Богослужебный Устав предполагает, что пение канона на утрене в течение всего года (за исключением Страстной и Светлой седмиц) сопровождается песнями Священного Писания. Существует три редакции библейских песней (помещаются в Ирмологии): праздничная («Поем Господеви...»), будничная («Господеви поем...») и великопостная. Однако в обиходе Русской православной церкви утвердилась практика петь канон с библейскими песнями только в дни св. Четыредесятницы, в прочие же периоды года использовать так называемые «молебные припевы».
Пение канона со стихами библейских песней во все дни года, в какие это предписывается Уставом, более соответствует содержанию и историческому развитию богослужения, но во многих храмах выполнение этих указаний Типикона зачастую является трудноисполнимым. Поэтому у совершителей богослужения возникает необходимость иметь под рукой собрание основных припевов для канонов утрени на весь год.
Припевы иногда приводятся в богослужебных книгах, но чаще являются результатом литургической практики, во многом завися от местных традиций. Существует общее правило произносить перед тропарем припев, отражающий содержание канона и связанный по смыслу с последующим тропарем.

_____________________

1 В. Розанов. «Богослужебный Устав...». С. 262.
2 По мнению В. Розанова («Богослужебный Устав...», с. 406—407), к канонам воскресных дней периода пения Постной Триоди, исходя из содержания тропарей, допустимо припевать покаянный припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
3 Кроме предпоследнего тропаря в песни, который обычно исполняется на «Славу».
4 Кроме последнего тропаря в песни, который обычно исполняется на «И ныне».
5 В этом и в подобных припевах возможно добавление слова «наш».
6 Существует традиция в подобных припевах опускать, как подразумевающееся, слово «святый».
Будь со всеми приветлива,благодушна и всегда весела.
Поистине нет в жизни ничего лучшего, чем помощь друга и взаимная радость. (Иоанн Дамаскин)
Аватара пользователя
Виолина
Всего сообщений: 12410
Зарегистрирован: 26.10.2008
Статус: нематушка
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Россия
:
Заслуги перед форумом
 Re: Строение канона

Сообщение Виолина »

volha_litv, а в пост, разве, недостаточно? ;)

Чисто технически, это достаточно утомительно, потому что продолжительное время приходится держать максимальную концентрацию внимания и сочетать не менее трех богослужебных книг, то есть нужно держать в голове, как в шахматной партии, ситуацию на несколько ходов вперед. К тому же, нужно заранее (желательно до службы) смотреть количество тропарей в каждом каноне, т.к. количество их не одинаковое, нужно наперёд просчитать, надо ли будет повторять какие-то тропари дважды.
Если есть возможность, лучше разделить зону ответственности: кто-то один следит за последовательностью ирмосов, стихов и тропарей, остальные читают и поют, а уставщик им только пальчиком тыкает, что читать или петь :roll: Тогда будет меньше суеты, ошибок и накладок, пока чтец читает, у уставщика есть время найти, что следует далее.
Елена
Аватара пользователя
Алла
Всего сообщений: 3884
Зарегистрирован: 16.12.2007
Статус: нематушка
Храм, где служит муж: -
Сыновей: 0
Дочерей: 1
:
Золотой призёр фотоконкурса Серебряный призёр фотоконкурса Бронзовый призёр фотоконкурса
 Re: Строение канона

Сообщение Алла »

volha_litv:Имеется в виду библейская песня "Поем Господеви" (из Ирмология). Подскажите, каким образом она совмещается с каноном.
Люди говорят, что это не читается нигде, но у нас в монастыре не так давно был священник, который каждый день на вечерней вычитывал эти библейские стихи и требовал этого от других и контролировал насколько это выполняется. А потом, когда этот священник ушел, его духовные чада чуть не избили игумена за столь крупное нарушение устава, как упущение стихов.
Виолина:исто технически, это достаточно утомительно, потому что продолжительное время приходится держать максимальную концентрацию внимания и сочетать не менее трех богослужебных книг, то есть нужно держать в голове, как в шахматной партии, ситуацию на несколько ходов вперед.
100%.
Аватара пользователя
Литвинка
Всего сообщений: 286
Зарегистрирован: 18.01.2013
Статус: нематушка
Сыновей: 1
Дочерей: 5
Образование: высшее
Профессия: преподаватель языка и литературы
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Беларусь
Контактная информация:
 Re: Строение канона

Сообщение Литвинка »

Большое всем спасибо. Буду надеяться, что на экзамене этот вопрос не придет в голову экзаменатору. Как я поняла, нужно сначала определиться, сколько канонов будет читаться на утрене. Затем посчитать количество всех тропарей в пределах одной песни и разделить это число на количество предложений (стихов) в "Поем Господеви". Если таких предложений (стихов) окажется меньше, то необходимо будет некоторые предложения (стихи) повторить. Для удобства (предположим, что я готовлюсь к службе) я бы взяла тескт канона (канонов) в Word'е и вставила между тропарями стихи из "Поем Господеви". Затем распечатала (или взяла бы ноутбук на клирос), предварительно потренировалась дома и проблем на самой службе было бы меньше. К сожалению, это всего лишь мои пожелания, которые я редко озвучиваю из-за отсутствия единомышленников (за исключением преподавателей и немногочиленных ревнителей Устава). Понимаю, что Устав - это труднодостижимый идеал, к которому, тем не менее, следует стремиться.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться