Нашла в интернете неполный ответ на интересующий меня вопрос.
Ирмос, которым начинается каждая песнь канона, всегда поется; он тематически связан с соответствующей библейской песнью. Так первый ирмос тематически связан с первой песнью пророка Моисея (Исх. 15, 1-18). Второй – со второй песнью Моисея (Втор. 32, 1- 43). Третий - с песнью Анны, матери пророка Самуила (1 Царств. 2, 1-10). Четвертый – с молитвой пророка Аввакума (Авв. 3, 1-19). Шестой – с молитвой пророка Ионы (Ион. 2, 3-11). Седьмой – с песнью трех отроков (Дан. 3, 52-90). Восьмой – с песнью Захарии (Лк. 1, 68-79). Девятый – с песнью Богородицы (Лк. 1, 46-55).
А пятый?
Строение канона ⇐ Вера и духовная жизнь
Модератор: Topolek
-
Автор темыУльяна
- Всего сообщений: 335
- Зарегистрирован: 26.07.2008
- Статус: нематушка
- Сыновей: 0
- Дочерей: 0
-
- Всего сообщений: 311
- Зарегистрирован: 25.04.2008
- Статус: матушка
- Храм, где служит муж: приход свт. Николая
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Откуда: Россия
Re: Строение канона
Стала искать, потому что мне показались неточности в ответе. Меня тоже как-то очень интересовал этот вопрос и выясняла, но сейчас подзабыла за давностью. Вот, что нашла.
...Основанием канонов служат священные песни, большей частью ветхозаветные, являющиеся плодом высокого религиозного воодушевления и составляющие лучшую часть библейской поэзии. Каждая библейская песнь определяет тему соответствующей песни канона.
Для первой песни послужила образцом благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх., гл.15). Для второй – песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало ее: «Вонми, небо, и возглаголю». Поскольку эта песнь не соответствует духовной радости, с которой мы вспоминаем праздничные события или прославляем святого угодника Божия, обычно она опускается и поется только во время святой Четыредесятницы. Третья песнь составлена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11). Четвертая песнь восходит к пророческой песни-молитве пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., гл.З). Пятая песнь составлена по примеру молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26). Шестая песнь – по примеру молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион., гл.2). Благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи, является образцом седьмой и восьмой песней канона: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72). Девятая песнь величает святую Деву Марию. В основу этой песни легли собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80).
Каждая из девяти песней канона (вторая песнь обычно опускается и поется только в Великий пост) содержит в себе несколько малых стихов: ирмóс и несколько тропарéй.
Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:
Ульяна спасибо!
Восстановила в памяти. Это действительно очень интересно и поучительно!!! 
...Основанием канонов служат священные песни, большей частью ветхозаветные, являющиеся плодом высокого религиозного воодушевления и составляющие лучшую часть библейской поэзии. Каждая библейская песнь определяет тему соответствующей песни канона.
Для первой песни послужила образцом благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх., гл.15). Для второй – песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало ее: «Вонми, небо, и возглаголю». Поскольку эта песнь не соответствует духовной радости, с которой мы вспоминаем праздничные события или прославляем святого угодника Божия, обычно она опускается и поется только во время святой Четыредесятницы. Третья песнь составлена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11). Четвертая песнь восходит к пророческой песни-молитве пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., гл.З). Пятая песнь составлена по примеру молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26). Шестая песнь – по примеру молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион., гл.2). Благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи, является образцом седьмой и восьмой песней канона: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72). Девятая песнь величает святую Деву Марию. В основу этой песни легли собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80).
Каждая из девяти песней канона (вторая песнь обычно опускается и поется только в Великий пост) содержит в себе несколько малых стихов: ирмóс и несколько тропарéй.
Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:
Ульяна спасибо!


-
Автор темыУльяна
- Всего сообщений: 335
- Зарегистрирован: 26.07.2008
- Статус: нематушка
- Сыновей: 0
- Дочерей: 0
-
- Всего сообщений: 286
- Зарегистрирован: 18.01.2013
- Статус: нематушка
- Сыновей: 1
- Дочерей: 5
- Образование: высшее
- Профессия: преподаватель языка и литературы
- Ко мне обращаться: на "ты"
- Откуда: Беларусь
- Контактная информация:
Re: Строение канона
Давно хотела спросить. В богослужебных указаниях относительно чтения канона на утрени очень часто встречаю указание о "Библейских песнях". Имеется в виду библейская песня "Поем Господеви" (из Ирмология). Подскажите, каким образом она совмещается с каноном. Я знаю, что на практике этот момент очень часто опускается, но на экзамене по литургике такой вопрос вполне возможен. К тому же хотелось бы хотя бы раз включить "Поем Господеви" в состав канона на утрени (с благословения служащего батюшки, разумеется).
-
- Миссис Терпение
- Всего сообщений: 13483
- Зарегистрирован: 02.02.2009
- Статус: матушка
- Храм, где служит муж: Прп. Сергия Радонежского
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: высшее
- Профессия: Врач
- Откуда: Москва
- :
Re: Строение канона
Мы читаем только великим постом, как написано под спойлером.volha_litv:К тому же хотелось бы хотя бы раз включить "Поем Господеви" в состав канона на утрени (с благословения служащего батюшки, разумеется).
Будь со всеми приветлива,благодушна и всегда весела.
Поистине нет в жизни ничего лучшего, чем помощь друга и взаимная радость. (Иоанн Дамаскин)
Поистине нет в жизни ничего лучшего, чем помощь друга и взаимная радость. (Иоанн Дамаскин)
-
- Всего сообщений: 12410
- Зарегистрирован: 26.10.2008
- Статус: нематушка
- Дочерей: 0
- Ко мне обращаться: на "ты"
- Откуда: Россия
- :
Re: Строение канона
volha_litv, а в пост, разве, недостаточно?
Чисто технически, это достаточно утомительно, потому что продолжительное время приходится держать максимальную концентрацию внимания и сочетать не менее трех богослужебных книг, то есть нужно держать в голове, как в шахматной партии, ситуацию на несколько ходов вперед. К тому же, нужно заранее (желательно до службы) смотреть количество тропарей в каждом каноне, т.к. количество их не одинаковое, нужно наперёд просчитать, надо ли будет повторять какие-то тропари дважды.
Если есть возможность, лучше разделить зону ответственности: кто-то один следит за последовательностью ирмосов, стихов и тропарей, остальные читают и поют, а уставщик им только пальчиком тыкает, что читать или петь
Тогда будет меньше суеты, ошибок и накладок, пока чтец читает, у уставщика есть время найти, что следует далее.

Чисто технически, это достаточно утомительно, потому что продолжительное время приходится держать максимальную концентрацию внимания и сочетать не менее трех богослужебных книг, то есть нужно держать в голове, как в шахматной партии, ситуацию на несколько ходов вперед. К тому же, нужно заранее (желательно до службы) смотреть количество тропарей в каждом каноне, т.к. количество их не одинаковое, нужно наперёд просчитать, надо ли будет повторять какие-то тропари дважды.
Если есть возможность, лучше разделить зону ответственности: кто-то один следит за последовательностью ирмосов, стихов и тропарей, остальные читают и поют, а уставщик им только пальчиком тыкает, что читать или петь

Елена
-
- Всего сообщений: 3884
- Зарегистрирован: 16.12.2007
- Статус: нематушка
- Храм, где служит муж: -
- Сыновей: 0
- Дочерей: 1
- :
Re: Строение канона
Люди говорят, что это не читается нигде, но у нас в монастыре не так давно был священник, который каждый день на вечерней вычитывал эти библейские стихи и требовал этого от других и контролировал насколько это выполняется. А потом, когда этот священник ушел, его духовные чада чуть не избили игумена за столь крупное нарушение устава, как упущение стихов.volha_litv:Имеется в виду библейская песня "Поем Господеви" (из Ирмология). Подскажите, каким образом она совмещается с каноном.
100%.Виолина:исто технически, это достаточно утомительно, потому что продолжительное время приходится держать максимальную концентрацию внимания и сочетать не менее трех богослужебных книг, то есть нужно держать в голове, как в шахматной партии, ситуацию на несколько ходов вперед.
-
- Всего сообщений: 286
- Зарегистрирован: 18.01.2013
- Статус: нематушка
- Сыновей: 1
- Дочерей: 5
- Образование: высшее
- Профессия: преподаватель языка и литературы
- Ко мне обращаться: на "ты"
- Откуда: Беларусь
- Контактная информация:
Re: Строение канона
Большое всем спасибо. Буду надеяться, что на экзамене этот вопрос не придет в голову экзаменатору. Как я поняла, нужно сначала определиться, сколько канонов будет читаться на утрене. Затем посчитать количество всех тропарей в пределах одной песни и разделить это число на количество предложений (стихов) в "Поем Господеви". Если таких предложений (стихов) окажется меньше, то необходимо будет некоторые предложения (стихи) повторить. Для удобства (предположим, что я готовлюсь к службе) я бы взяла тескт канона (канонов) в Word'е и вставила между тропарями стихи из "Поем Господеви". Затем распечатала (или взяла бы ноутбук на клирос), предварительно потренировалась дома и проблем на самой службе было бы меньше. К сожалению, это всего лишь мои пожелания, которые я редко озвучиваю из-за отсутствия единомышленников (за исключением преподавателей и немногочиленных ревнителей Устава). Понимаю, что Устав - это труднодостижимый идеал, к которому, тем не менее, следует стремиться.