Вера и духовная жизньСвятые отцы православия о католической вере.

Модератор: Topolek

Аватара пользователя
Автор темы
Былинка
Всего сообщений: 605
Зарегистрирован: 28.03.2011
Статус: нематушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
 Святые отцы православия о католической вере.

Сообщение Былинка »

В теме о католических святых прозвучала мысль, что в вероучительных и духовных разногласиях между православием и католицизмом- "без поллитра никак не разобраться."
Это и правда так, но... процитирую не себя, любимую.

Иеромонах Сергий Троицкий писал:

Что касается отношения самой Православной Восточной Церкви в Западной Латинской церкви, то оно было фактически с момента Схизмы 1054г. вполне однозначным.

Она воспринималась, судя по содержанию проходивших до XIV столетия богословских собеседований, полемическим святоотеческим трудам антилатинского содержания, как ересь.
Свт. Афанасий, патриарх Константинопольский, будучи еще монахом на горе Галисий писал о латинянах: «Поэтому я вас, братий, предостерегаю, побуждаю, советую и умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа».

Чем дальше время уходило от начальной точки отсчета церковной схизмы 1054,тем более ярко и четко прослеживалось отпадение Римской церкви от Вселенской Православной Церкви. В одном из своих посланий свт. Марк Эфесский писал, что латинян вначале не называли еретиками явно, поскольку старались выждать время и попытаться залечить возникшую рану. Однако укоренение с течением времени римской церкви в своих догматических заблуждениях давало право уже свт. Григорию Паламе высказываться в отношении Западной церкви вполне определённо и в категоричных тонах.

...Учение латинян о Filioquе свт. Григорий именует «догматическим нововведением злославия» (καινοφωνία τοῦ δόγματος τῆς κακοδοξίας).
Свт. Григорий , будучи последовательным преемником святых и богоносных Отцов Православной церкви, ставил чистоту догматического вероучения во главу спасения. Любое, даже малейшее, искажение веры рассматривалось как губительное злочестие и ересь.
В своей 7 Омилии свт. Григорий о ереси говорит следующее: «Так мы веруем в единого Бога, в Одном Триипостасном и Всесильном Божестве и пребывающих в таковой вере угодившими Богу восхваляем, не так верующих, но или собственную ересь составивших…отвергаемся. Вам же братия, известно, что лукавые страсти и нечестивые догматы взаимно связаны, имея место по праведному попущению».

Он также говорит, что ошибочное представление о Божестве есть «душевная пагуба» (ψυχῆς ὄλεθρος)

Такое чуткое отношение к вере, ее глубокое и верное постижение воспитывалось особой аскетической культурой монашеского жития, включающей в себя и внешний подвиг и внутренний, ведущие к бесстрастию и чистоте ума, зрению божественных тайн и подлинному богословию.

Прп. Иоанн Лествичник, этот величайший столп восточного монашества и зритель божественных тайн, пишет, что, усердно и правильно подвизающийся в ангельском житии достигает «духовного разума» и непременно облекается «в духовное чувство».
То есть монашеский подвиг приводит инока к благодатному ощущению и пониманию и различению зла от добра, ереси от православия. То есть монашеское житие одним из главных своих даров Божиих имеет благодатное догматическое сознание. И мерилом православности предлагаемых взглядов является не рациональное логическое суждение, которое чаще всего заводит в пропасть тончайших философских ересей, а «умное чувство». Безусловно, оно не является достаточным для серьезного церковного служения, в особенности когда это касается защиты Церкви от ереси. Свое достоинство в полной мере оно являет в сочетании с внешним богословием. Поэтому те суждения, которые высказывались свт. Григорием, воспринимались церковной полнотой в качестве выражения голоса Церкви. В последствии это было подтверждено на Константинопольском соборе 1351г.
http://palama.ru/trudy-svt-grigoriya-pa ... yanax.html


Так, иеромонах Сергий Троицкий, ссылаясь на святоотеческий опыт, утверждает, что в тонком различении зла от добра, ереси от православия - основой является не рациональное логическое суждение, а "умное чувство". Думаю, благодатное догматическое сознание, духовный разум - и есть та самая "поллитра", без которой святоотеческие претензии к искажениям символа Веры, к католической аскезе и образу молитвы действительно, не понять. Но ведь это не значит, что они незначительны, или обусловлены не духовными причинами.
Духовности, необходимой для богословских рассуждений такого уровня - не имею. Но и умалять вероучительные и духовные разногласия католиков и православных, на первый план выдвигая противоречия политические, культурные и исторические - тоже не могу.

Думаю(верю), что святые отцы в этом вопросе руководствовались именно "умным чувством", духовным рассуждением, а не иными соображениями.

Возможно, есть святоотеческие труды, в которых присутствует иная точка зрения, отличная от высказанной в этом постинге, но они мне пока не известны.
Если будет обсуждение - хотелось бы, чтобы оно было на основе святоотеческих трудов в этой области, потому что именно для такой направленности начата данная тема.


Заранее признательна за понимание, :chelo:

Реклама
Аватара пользователя
Юлианна
Всего сообщений: 10805
Зарегистрирован: 29.10.2008
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 1
Образование: высшее
Профессия: Авиация
 Re: Святые отцы православия о католической вере.

Сообщение Юлианна »

Простите, я такой теме участвовать не буду. :chelo:

Былинка, по сути, вы предлагаете отбросить исторические факты, наработки церковных историков и богословов, отказываетесь от рассмотрения догматических отличий и предлагаете довериться "умному чувству".
Былинка:иеромонах Сергий Троицкий, ссылаясь на святоотеческий опыт, утверждает, что в тонком
различении зла от добра, ереси от православия - основой является не рациональное логическое суждение, а "умное чувство".
не знаю, на основании какого святоотеческого опыта был сделан подобный вывод, но ересь от православя уж точно не с помощью "умного чувства". "Умное чувство" в таких вопросах уж слишком шаткая почва, если уж прп. Серафим Саровский про себя писал, что у него были ошибки.
Былинка:Думаю(верю), что святые отцы в этом вопросе руководствовались именно "умным чувством", духовным рассуждением, а не иными соображениями.
я так не думаю. если бы достаточно было только умного чувства, догматы в принципе были бы не нужны в Церкви.

Поэтому, с самой постановкой вопроса не могу согласиться. Обмениваться цитатами без аргументов и доказательств смысла не вижу.
Per aspera ad Astra

Аватара пользователя
Фотина
Миссис Рассудительность
Всего сообщений: 30912
Зарегистрирован: 26.12.2007
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Профессия: регент
:
Заслуги перед форумом
 Re: Святые отцы православия о католической вере.

Сообщение Фотина »

Я тоже не очень понимаю, зачем эта тема. Мы выложим массу цитат отцов о неправильности католичества, баптизма и пр. А разве можно ожидать другого? Разве не естественно утверждать истинность своей веры и отрицать истинность другой.

А первая тема была открыта для разговора более научного, что ли, изучающего.
Одев дежурную улыбку и сделав вид, что мне везет, живу без права на ошибку, давно включив автопилот.
О упокоении схиигумена Агафангела, протоиерея Игоря и Тамары (Отк 9:6)

Аватара пользователя
Автор темы
Былинка
Всего сообщений: 605
Зарегистрирован: 28.03.2011
Статус: нематушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
 Re: Святые отцы православия о католической вере.

Сообщение Былинка »

Юлианна:Простите, я такой теме участвовать не буду. :chelo:
Очень понимаю. С ответным поклоном, искренне! :chelo:

Юлианна:Былинка, по сути, вы предлагаете отбросить исторические факты, наработки церковных историков и богословов, отказываетесь от рассмотрения догматических отличий и предлагаете довериться "умному чувству".
:shock: Как можно предаться тому, чего нет. :shock: Это я о себе, про других судить не могу, конечно.
Наработки церковных историков, исторические факты - все это очень и очень здорово.
Но, так как я человек далеко-о-о-о не семи пядей во лбу, говорить обо всем сразу , изучать одновременно таблицу умножения и высшую математику - не умею никак. :pardon:
Мне, для себя - интересно сначала разобраться с точкой зрения святых отцов церкви, в духовном рассуждении которых я не сомневаюсь, и ставить это рассуждение в зависимость от политико-культурных разногласий не могу. Пока, все ссылки на святоотеческие оценки латинства, данные в теме о католических святых и то, что мне удалось найти - определяют латинизм как ересь, католический образ молитвы считают недушевнополезным и все в таком духе.
Иного найти уже и не удастся,похоже, но - мало ли. Хочется изучить именно святоотеческий опыт, и не поверхностно(каковы, увы, сейчас эти познания). Поэтому буду благодарна всем за любые ссылки, в том числе и на богословские рассуждения на основе святоотеческих трудов. Чем больше, чем лучше.
Юлианна:
Былинка:иеромонах Сергий Троицкий, ссылаясь на святоотеческий опыт, утверждает, что в тонком
различении зла от добра, ереси от православия - основой является не рациональное логическое суждение, а "умное чувство".
не знаю, на основании какого святоотеческого опыта был сделан подобный вывод, но ересь от православя уж точно не с помощью "умного чувства". "Умное чувство" в таких вопросах уж слишком шаткая почва, если уж прп. Серафим Саровский про себя писал, что у него были ошибки.
Так там дальше этот тезис поясняется - "Безусловно, оно не является достаточным для серьезного церковного служения, в особенности когда это касается защиты Церкви от ереси. Свое достоинство в полной мере оно являет в сочетании с внешним богословием."
Юлианна:
Былинка:Думаю(верю), что святые отцы в этом вопросе руководствовались именно "умным чувством", духовным рассуждением, а не иными соображениями..
я так не думаю. если бы достаточно было только умного чувства, догматы в принципе были бы не нужны в Церкви.

Догматы очень даже нужны, ну, сколько людей, это самое духовное рассуждение имеющих? Единицы ведь.

Юлианна:Поэтому, с самой постановкой вопроса не могу согласиться. Обмениваться цитатами без аргументов и доказательств смысла не вижу.
Очень признательна, что откликнулись, ну а что согласиться не можете - так может быть, это потому что я коряво излагаю точку зрения. :pardon:
Что касается - обмениваться цитатами без аргументов и доказательств - да этого и не предлагалось. Только предлагалось в этой теме доказательства строить ,если у кого-то возникнет таковое желание, основываясь на святоотеческой аргументации. Таковая ведь тоже имеется.
И возражать, основываясь на ней же.А если все святые отцы вдруг в этом вопросе окажутся абсолютно единодушны - то что поделать.
Тогда не получится обсуждения, просто знаний прибавится - в случае, если будут интересные ссылки, на что оч. хочется надеяться.

Аватара пользователя
Ксения*
Модератор
Всего сообщений: 6110
Зарегистрирован: 20.01.2008
Статус: матушка
Сыновей: 4
Дочерей: 0
Откуда: ---
:
Золотой призёр фотоконкурса Бронзовый призёр фотоконкурса Заслуги перед форумом
 Re: Святые отцы православия о католической вере.

Сообщение Ксения* »

Былинка, зачем изобретать колесо? :unknown:
Если не можешь идти - ползи...

Аватара пользователя
Юлианна
Всего сообщений: 10805
Зарегистрирован: 29.10.2008
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 1
Образование: высшее
Профессия: Авиация
 Re: Святые отцы православия о католической вере.

Сообщение Юлианна »

Былинка:Только предлагалось в этой теме доказательства строить ,если у кого-то возникнет таковое желание, основываясь на святоотеческой аргументации. Таковая ведь тоже имеется.
в том-то и дело, что не имеется в приведенных святоотеческих цитатах ни аргументации, ни докаательств. голое утверждение.
Поэтому и говорю, что разговор неконструктивен.
Per aspera ad Astra

Аватара пользователя
Автор темы
Былинка
Всего сообщений: 605
Зарегистрирован: 28.03.2011
Статус: нематушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
 Re: Святые отцы православия о католической вере.

Сообщение Былинка »

фотина, да я понимаю. Но - правда, у меня в той теме мозги, шибко неказистые, уже вспухли от постоянной смены направлений и не очень корректных высказываний, простите великодушно . А на святоотеческой мудрости я искренне отдыхаю душой и учусь все-таки. И - не хочу я утверждать или даже предполагать истинность другой веры, если этого не делали святые люди.
И рассуждать от ветра головы своей - тоже мне не улыбается, ветер уж слишком сильный Это ж индивидуально все. :smile:
Но - если такая тема некорректна - что делать. На усмотрение модераторов. :chelo:

Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:
Ксения*:Былинка, зачем изобретать колесо? :unknown:
предполагаю, что колесо изобретено. :roll: :roll: :roll:
Но мне пока доступна только пара спиц от него.

Аватара пользователя
Юлианна
Всего сообщений: 10805
Зарегистрирован: 29.10.2008
Статус: матушка
Сыновей: 2
Дочерей: 1
Образование: высшее
Профессия: Авиация
 Re: Святые отцы православия о католической вере.

Сообщение Юлианна »

Былинка: А на святоотеческой мудрости я искренне отдыхаю душой и учусь все-таки. И - не хочу я утверждать или даже предполагать истинность другой веры, если этого не делали святые люди.
истинность другой веры никто не доказывал. Опровергались исключительно мифы и предлагалось разбираться конструктивно. Если это для вас слишком сложно и только лишь святоотеческое наследие вас вдохновляет, может тогда и не стоит лезть в дебри? Читайте Отечник :pardon:
Per aspera ad Astra

Аватара пользователя
Автор темы
Былинка
Всего сообщений: 605
Зарегистрирован: 28.03.2011
Статус: нематушка
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
 Re: Святые отцы православия о католической вере.

Сообщение Былинка »

Юлианна:
Былинка:Только предлагалось в этой теме доказательства строить ,если у кого-то возникнет таковое желание, основываясь на святоотеческой аргументации. Таковая ведь тоже имеется.
в том-то и дело, что не имеется в приведенных святоотеческих цитатах ни аргументации, ни докаательств. голое утверждение.
Поэтому и говорю, что разговор неконструктивен.
Не знаю пока. :roll: Я даже еще не все ссылки, в той теме данные, внимательно успела изучить.Может, и еще кто подкинет, тогда мне будет яснее. А у кого есть колеса - очень рада! :roll: :chelo:

Добавлено спустя 3 минуты 41 секунду:
Юлианна:
Былинка: А на святоотеческой мудрости я искренне отдыхаю душой и учусь все-таки. И - не хочу я утверждать или даже предполагать истинность другой веры, если этого не делали святые люди.
истинность другой веры никто не доказывал. Опровергались исключительно мифы и предлагалось разбираться конструктивно. Если это для вас слишком сложно и только лишь святоотеческое наследие вас вдохновляет, может тогда и не стоит лезть в дебри? Читайте Отечник :pardon:
А я лезу в дебри? :roll:
Отечник читаю, а как же. Но, когда читаю на форуме утверждения, что святые отцы высказывались по этой теме в том ключе, в каком высказывались, по причинам политическим, культурным и иным - тяжко как-то делается..
Для меня вот это утверждение - миф, простите великодушно.

Аватара пользователя
Селестина
Миссис Премудрость
Всего сообщений: 8292
Зарегистрирован: 20.04.2009
Статус: матушка
:
Заслуги перед форумом
 Re: Святые отцы православия о католической вере.

Сообщение Селестина »

Ксения*:зачем изобретать колесо? :unknown:
:friends: :friends: :friends: :unknown:
Юлианна:разговор неконструктивен.
:friends: :friends: :friends:
Или ты православный, в любое время каждого дня,в любой жизненной ситуации,или ты вовсе не православный. (с) иеромонах Серафим Роуз.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Чудеса православия
    акварель » 27 июл 2010, 23:41 » в форуме Вера и духовная жизнь
    717 Ответы
    66144 Просмотры
    Последнее сообщение Анатольевна
    01 авг 2020, 13:57
  • Отцы и дети
    рябинка » 23 фев 2009, 21:18 » в форуме Поговорить с матушками
    90 Ответы
    6082 Просмотры
    Последнее сообщение Эльза
    13 мар 2018, 00:12
  • Св.Отцы об участи некрещёных младенцев
    Пенелопа » 09 апр 2010, 15:34 » в форуме Вера и духовная жизнь
    34 Ответы
    5042 Просмотры
    Последнее сообщение Фотина
    11 апр 2010, 17:28